Теоретические и практические аспекты групповой работы на уроках в начальных классах

Каждый учитель стремится воспитать детей, умеющих и желающих учиться, высказывать свое мнение, доказывать точку зрения, спорить, задавать вопросы, проявлять активность и инициативу как в получении новых знаний, так и в жизни в целом. Как писал Г.А.Цукерман, «умение учиться — это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».

В учебном сотрудничестве, о котором идет речь, имеет важное значение групповая работа, так как ее применение дает следующие результаты:

  • рост познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся и глубины понимания учебного материала;
  • усиление сплоченности класса, возрастание понимания друг друга и самих себя;
  • изменение характера взаимоотношений между детьми, а именно замена безразличия на человечность;
  • получение навыков, необходимых для жизни в обществе: откровенность, такт, умение слышать, строить свое поведение с учетом позиции других детей;
  • рост самокритичности, оценки своих возможностей, самоконтроля.

Во всех группах на этапе становления не избежать стадию конфликтный отношений, что является важным этапом получения жизненного опыта. Стоит обязательно иметь в виду, что этот процесс может проходить не для каждого ребенка быстро и безболезненно. Таким детям нужна помощь учителя, чтобы включиться в групповую работу и побороть тревожность.

Организация совместной учебной работы  дает каждому ребенку:

  • эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;
  • получение опыта, который составляет основу умения учиться: цель — планирование — рефлексия;
  • возможность утвердиться в себе, проявить себя, попробовать свои силы в микроспорах;

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения; сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми. Групповая работа очень нравится младшим школьникам.

Далее будут приведены этапы, которые можно выделить при организации групповой работы.

На первом этапе важно научить детей сотрудничать, взаимодействовать друг с другом при выполнении различных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе с детьми. Для реализации можно использовать следующие приемы:

  • ученик может сам вызвать себе помощника в случае затруднения с ответом;
  • организация игр, которые развивают умение слушать друг друга (Например, «снежный ком»: первый ученик называет слово или число, а другой повторяет это и называет свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и добавляет свое). Таким образом, дети концентрируются на ответах других детей;
  • для оценки своего ответа ученик сам «назначает» себе «учителя».

Усвоив приемы и правила групповой работы, дети используют их при общении в составе малой группы. Но владения этими навыками еще недостаточно для успешной работы группы. Чтобы обучающиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введения групповой работы.

На втором этапе используются приемы, которые наглядно показывают важность кооперации людей для достижения лучшего результата:

  • Необходимо с детьми постоянно проводить анализ поучительных рассказов и историй, которые акцентируют внимание учеников на положительных примерах совместной работы в жизни и книгах. Также очень полезно разбирать и напоминать пословицы о совместном труде : «Одна голова хорошо, а две лучше», «Один в поле не воин», «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось» и прочие.
  • Необходимо с детьми обсуждать проведенные в классе праздники, конкурсы, викторины, мероприятия, которые будут подтверждением того, что успех зависит от общего старания и усилий детей.
  • Важно дать детям задания, которые позволят на практике убедиться в пользе их совместной работы. Например, половина класса работает индивидуально, а оставшаяся часть детей работает парами. Всем предлагаются одинаковые задания: собрать пазл, разгадать кроссворд, сочинит веселую историю, придумать загадку. Как правило, пары справляются с заданиями быстрее, находят более интересные и оригинальные решения, чем дети, работающие индивидуально. Учителю стоит обратить внимание, если пара не справляется с заданием, и проанализировать причины для совершенствования сотрудничества.

Прежде чем переходить к непосредственной групповой работе, необходимо с детьми придумать, разобрать, запомнить правила работы в группе. Детям очень интересно самим составлять памятку работы в группе, а потом ей следовать. Поэтому пункты могут быть разные, например:

  • Внимательно прочитайте задания.
  • Выполняйте задания по плану.
  • Вместе обсуждайте спокойно и вежливо.
  • Выслушивайте мнение каждого в группе. Не перебивайте друг друга.
  • Работайте дружно и прочие.

После проведения подобной подготовки детей к совместной деятельности можно переходит к систематической организации групповой работы на уроках. На данном этапе также необходима последовательность, в основе которой усложнение деятельности учащихся в группах.

Традиционно можно выделить следующие виды групповой работы:

  • парная работа, в которой двое учеников выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом;
  • единая групповая работа, в которой обучающиеся в малых группах выполняют задания, одинаковые для всех групп;
  • дифференцированная групповая работа, в которой у каждой группы свое задание, но все подчинены единой цели.

Как показывает опыт, необходимо начинать именно с парной работы, постепенно усложняя до единой групповой, а затем переходить к дифференцированной.

Следующий момент, который требует особого внимания учителя, это подбор детей в группы. Очень важно учитывать личные особенности и  склонности детей. Не раз проверено на практике, что слабому ребенку нужен не столько сильный партнер, сколько толерантный, терпеливый, доброжелательный. Озорников следует определить в разные группы. Если дети распределяться по группам только по своему желанию, то групповая работа будет иметь низкую эффективность. Разный уровень знаний приведет к обидам, ссорам, разочарованиям, нежеланию какой-либо совместной деятельности. Организовать работу в классе, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Поэтому рекомендуется создавать группы равносильные. Этого можно добиться, используя предложенный далее способ подбора членов групп. Организаторами (руководителями, капитанами) каждой группы назначаются учителем наиболее способные ученики. Далее учитель называет 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний. Каждый организатор выбирает себе одного ученика к себе в группу. Таким образом далее распределяются все сильные и слабые ученики, тем самым организуя равносильные группы.

Детям нужно достаточно времени, чтобы сработаться в группе, обычно требуется 5-6 занятий. Далее детей можно перераспределить, чтобы была возможность получить опыт сотрудничества с разными партнерами. Также важно не пренебрегать временными рамками для организации групповой работы в классе. Продуктивная групповая работа занимает 15-20 мин в 1-2 классах и 20-30 мин в 3-4 классах.

Для групповой работы необходимо особое размещения парт в классе. Если для парная работа удобно использовать стандартную рассадку рядами, то для групповой работы крайне важно парты ставить так, чтобы все дети видели своих собеседников, не сидели спиной к доске, могли дотянуться до общих раздаточных материалов, были в пределах досягаемости всех членов групп. Дети любят переставлять парты, придумывая самые разнообразные варианты рассадки.

В группе у каждого ученика должна быть своя роль. Здесь есть много вариантов, например:

  • организатор (капитан, руководитель) — ответственный за работу группы в целом;
  • спикер (выступающий) — выступает перед всем классом с выполненным заданием группы;
  • секретарь (писарь) — записывает интересные мысли, идеи, занимается оформлением решения;
  • критик — подогревает микроспор, высказывает иные точки зрения, провоцирует возражения;
  • контролер — проверяет, все ли задания выполнены по плану.

Важно, чтобы каждый участник группы побывал в каждой роли.

Алгоритм выполнения задания в группе:

  1. повторение всех заданий по плану;
  2. анализ, разбор условий;
  3. выдвижение версий, способов выполнения данного задания;
  4. проверка всех версий, исключение не подходящих для выполнения задания;
  5. решение и оформление задания;
  6. обсуждение и проговаривание в группе выступления спикера,          подготовка краткого плана выступления;
  7. представление выполненных заданий выступающим.

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы в классе:

  • нельзя принуждать детей к общей работе, если они не хотят работать в одной группе;
  • нельзя заставлять ученика работать в группе, если он хочет выполнять задание один;
  • нельзя требовать абсолютной тишины в классе, ведь дети должны без препятствий обмениваться мнениями, участвовать в микроспорах, чтобы представить совместное решение поставленной задачи.
  • нельзя применять лишение права участвовать в совместной работе как наказание за какой-либо проступок.

В групповой работе всё осваивается постепенно, шаг за шагом, практически. К более сложной работе нужно переходить только тогда, когда тщательно проработаны простейшие формы общения. Главное правило успеха организации групповой работы: время + практика + разбор ошибок. Это требует непрерывной, долгой, кропотливой работы учителя.

 

Литература:

  1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1996. – 122 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2009. – №3. – C. 3-27.

 

Михайлова Людмила Валентиновна