Теоретические основы ФГОС как информационная парадигма образования. Инновационные изменения современного образовательного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт задаёт высокую планку к требованиям качества школьного образования. Этот стандарт ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся.
В свете концепции гуманизации образования, вопрос активизации познавательной деятельности на уроках информатики, становится чрезвычайно актуальным. Этой теме по-священо множество исследований в педагогике и психологии. Особое место в решении по-ставленной задачи приобретает реализация познавательных, творческих заданий, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности ученика через реализацию таких заданий.
Проблема организации познавательной деятельности учащихся разработана в трудах известных учёных, педагогов и методистов: Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.С. Газ-ман, Т.К. Жикалкина, А.К. Макарова, А.Б. Орлова, Л.М. Фридман, С.В. Кутасова, Т.Б. Ива-нова, Н.И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушин-ский и др.
В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся имеет огромный общественный резонанс. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности, умения получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях.
Переход от традиционного информационного преподавания к современному развивающему обучению требует поиска новых методов и средств обучения, обеспечивающих развитие саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения. Ученик становится подлинным субъектом учения, если он самостоятельно регулирует свою учебную деятельность, управляет ею. Успех в учебе во многом зависит от способности школьника осуществлять обратную связь в учении через самоанализ и самоконтроль за ходом усвоения учебного материала. Эти умения неразрывно связаны с рефлексией, которая выступает од-ним из важнейших компонентов учебной деятельности и обеспечивает успешное решение творческих задач, способствует становлению саморазвивающейся личности.

Необходимость обращения к проблеме формирования саморегуляции учебной деятельности школьников вызывается противоречием между потребностью развития саморегулятивного поведения учащихся и существующей организацией процесса обучения, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля, оценки и коррекции учебной деятельности на «полюс» учителя.
Саморегуляция учебной деятельности лежит в основе общей способности к учению (Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн), и является необходимым условием формирования этой способности. Регулятивный компонент общей способности к учению в определенной мере являлся объектом специальных научных исследований. Например, Н.Л. Росина (1997) особенности саморегуляции в учебной деятельности первоклассников; В.И. Моросанова (1998) индивидуальные стили саморегуляции школьников; Н.Ф. Круглова (2002) структуры саморегуляции в учебной деятельности учащихся разного возраста и др.
Нередко именно низкий уровень саморегуляции, ее конкретные дефекты лежат в основе неуспеваемости, различных трудностей, возникающих в учебно-познавательной деятельности. В традиционной системе обучения ограничивается именно та внутренняя активность, которая необходима для формирования общей способности к учению. Вместе с тем именно субъектное развитие ребёнка является одной из главных «сквозных» задач воспитания и образования на всех возрастных этапах.
Рассмотрим отличия действующих от вступающих в силу образовательных стандартов:
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований:
к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), из которых можно выделить наиболее актуальные, в которых говорится о важности развития познавательной деятельности учащихся:
обучающийся, активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основ-ной образовательной программы основного общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к само-развитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Согласно ФГОС ООО, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
• осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
• формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о мате-матических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; полу-чают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты изучения информатики должны отражать:
1) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
2) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
3) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
4) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
5) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
6) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств об-работки данных;
7) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуля-ции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Виды универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
познавательные;
коммуникативные.
Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального ро-ста.
Основная задача регулятивных УУД — организация учащимся своей учебной дея-тельности.

К регулятивным УУД относятся:
Целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным этало-ном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ дей-ствия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подле-жит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной дея-тельности. Важнейшая задача общего образования – развитие способности учащегося к са-морегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью среднего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, прави-лу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
1.3. Особенности познавательной деятельности учащихсяв условиях реализации ФГОС
Сегодня внедрение ФГОС ООО – широкомасштабная инновация, направленная на то, чтобы все школы сделать развивающими и развивающимися, а это требует высокой профессиональной культуры учителей, администрации и соответствующей подготовки родите-лей. Существует очень большой риск, что многие требования нового стандарта воспринимаются педагогами формально, и это утверждают современные мониторинги качества преподавания.
Как писал Э.В. Ильенков в 1968 году «…всё искусство педагога должно быть с самого начала направлено не на внушение готовых правил, рассматриваемых как орудие, как предмет действия, а на организацию внешних, объективных условий деятельности, внутри которых эта деятельность должна совершаться…»
Содержание учебно-познавательной деятельности определяется учителем; контроль выстраивается педагогом, чаще всего на заключительном этапе урока; основным архитектурным модулем урока выступает предметное знание.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Используемая литература

1. ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос-сийской Федерации от «17» декабря2010 г. № 1897
2. Малев В.В. Практикум «Теория и методика обучения информатике», «Методи-ка преподавания информатики»/ В.В.Малев – Воронеж.: ВГПУ, 2003. – 152с.
3. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Амбушева Т.М. Игровые технологии/ В.Н.Пташкина, К.Е. Виноградова, Т.М. Амбушева–Волгоград., Издательство «Учитель», 2009.
4. Угринович Н. Д. Учебник Информатика: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угри-нович — 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 187с.;
5. Угринович Н. Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ: практи-кум/ Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394с.

 

Ашуркова Н.А.