Условия развития инициативности у детей в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация: В данной статье рассматривается сущность инициативности, особенности проявления инициативности в детей дошкольного возраста. Представленные в статье материалы иллюстрируют попытки авторов определить условия развития инициативности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Инициативность выделена психолого-педагогической наукой и практикой  как основная линия развития ребенка в дошкольном детстве, что  подтверждено общественным признанием на самом высоком уровне Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям; активность, проявляющаяся в мотивах и волевых качествах, направленная на конкретные достижения в разнообразных видах деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности (Петрова Н. В., Трандина О. П.). В итоге инициативность можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе ее выполнения, соответствующими репродуктивными и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.

Соответственно под «инициативой» следует понимать высокий уровень активности, проявляющийся в стремлении к начинанию какого-либо дела и способности к самостоятельным осознанным действиям во взятой на себя роли  Инициативную личность можно рассматривать как социально-активную, способную брать на себя руководящую роль, ответственность и самостоятельно добиваться успеха.

Дошкольное детство – особый период взросления ребенка, имеющий свои особенности в отношении инициативности как развивающейся характеристики личности.

Наиболее интересно это  отражено в работах Э. Эриксона [4, c. 130].

Вторая стадия развития личности, приходящаяся на возраст пребывания ребенка в дошкольном учреждении, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

От 3 до 6 лет, который Эриксон называл «возрастом игры», разворачивается конфликт между инициативой и чувством вины (положительный и отрицательный полюсы развития). Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

«Конструирование деятельности растущих людей… всегда происходит в процессе взаимодействия с Миром Взрослых. По сути, перед нами две системы деятельности: ребенка и взрослого. Они существуют и параллельно, и взаимосвязанно» [1, с. 94]. Взрослые – носители деятельности. В рамках Взрослого Мира (владеющего орудиями, знаками, смыслами, отношениями) ребенок должен не только принять, освоить эту деятельность, но и создать, сконструировать в процессе взаимодействия со взрослыми ее для себя, что все в большей степени и позволяет ему не только приобретать умения, навыки, осваивать нормы взаимоотношений, но и творчески раскрывать свою субъектную сущность» [1, c. 97.]

Деятельность, и, следовательно, инициативность будет связана с освоением ребенком двух ее сторон: предметной (практической и познавательной) деятельности и деятельности, направленной на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Исследованиями, проведенными лабораторией Фельдштейна Д.И., выявлено, что «предметно-практическая деятельность по осмыслению мира вещей связана с оценкой ребенком своих возможностей, а в деятельности по развитию человеческих взаимоотношений актуализируется его потребность в утверждении себя среди разных людей, оценка себя среди них» [1, c.103] . В каждый период жизни ребенка актуализируется то одна, то другая  составляющая деятельности. Причем активизация одной стороны  не вытесняет, а создает новые возможности для развития ребенка.

В возрасте до трех лет идет «накопление» самостоятельности за счет узнавания вещей, их свойств и манипулирования с предметным миром. С 3-х до 6 изобретательство  в действиях, в речи позволяют сформироваться инициативности, которую Э. Эриксон обозначил как предприимчивость.   Взрослые, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей, способности фантазировать.

Таким образом, развивая обе стороны деятельности в дошкольном учреждении, можно обеспечить собственную (самомотивированную)  активность ребенка, т.е. инициативность.

Обозначив сущность инициативности, и связав ее с деятельностью, можно обозначить значимые ее проявления в дошкольном детстве.  Инициативность дошкольника можно отследить:  а) по тому, насколько он охотно выполняет старое дело или берется за новое; б) выходит за пределы предложенных вариантов действий.

Инициатива ребенка — это его внутренний толчок к изменениям и движению. Ребенок может просчитать в определённых ситуациях свои будущие шаги, поэтому инициатива – осознанна, она требует развития умелости, обеспечиваемой развитыми мышлением, волей, памятью. Инициатива напрямую связана с внутренним побуждением человека, и позволяет ему овладеть различными видами деятельности. В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях.

Особенную роль в процессе порождения инициатив играют «неопределённые, неясные, неустановленные» знания у ребёнка [3], именно в них формируются глубинные внутренние противоречивые импульсы развития ребенка. Они провоцируют и в то же время поддерживают детскую инициативу посредством взаимодействия с уже установленными знаниями и опытом, становясь предпосылкой для саморазвития, самостимуляции мышления и оптимизации потребностей ребенка.

Нельзя не рассмотреть и такой феномен как спонтанность. По мнению Я.Л. Морено спонтанность присуща даже самым маленьким детям. Без нее они не смогут развиваться. У Э.Фромма (“Бегство от свободы”) находим: “…Спонтанная активность — это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность — это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte — сам собой, по собственному побуждению”. В концепциях свободного воспитания (О. С. Газман, А. М. Лобок, А. Н. Тубельской и др.) находим понятия, близкие по смыслу категории спонтанности: о человеке как субъекте выбора по отношению к самому себе; о превалировании внутренней сущности над природными и средовыми факторами, воздействующими на человека; о свободе как самопроизвольной деятельности; о неадаптивной активности как основе творческого самовоплощения; ситуативности как основном условии самостоятельности. В результате анализа можно сделать вывод, что спонтанность как педагогический феномен определяется как сложное интегративное личностное образование, проявляющееся в способности к автономному существованию на основе развитой неадаптивной активности, креативности как условии нестандартного решения проблем и достаточного уровня когнитивного развития. Факторами, влияющими на развитие спонтанности, являются ситуативность, содеятельность как область актуальных потребностей во взаимопонимании и адекватном восприятии реальности [4].

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий.

Таким образом, можно сказать, что спонтанность порождает инициативность. И дошкольное детство наиболее яркий период в жизни человека, когда при педагогически созданных условиях у детей есть возможность, проявляя спонтанность, инициируя активность, развиваться и реализовывать свои возможности в различных видах деятельности.

Список литературы:

  1. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) /Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.
  2. Эрик Г. Эриксон. «Детство и общество». Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.- 592 с.
  3. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования.–2016.–№2.

 

Маншева Елена Валерьевна