Влияние художественного образа на душу ребёнка.

Автор: Камаева Ольга Александровна

Образовательное учреждение: МБУДО «Центр внешкольной работы»

Населенный пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край

Тема: Влияние художественного образа на душу ребёнка.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 06.04.2019

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в основном средством воспитания являются мультфильмы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.

Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно — добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не «класть камешек» себе в зачет). Но если сердце не воспитано — надо же с чего-то начинать.

Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Он тоже — о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.

Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом — самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

Детям лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, про крокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.

Однако многие родители сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка. Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры.

Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность — смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.

А вот в мультфильмах «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Тачки» и др., хоть там также добро побеждает зло, но постоянно проскакивают выражения не очень приятные даже слуху взрослого человека. Такие выражения и поведение персонажей мультфильмов запоминается ребенком со скоростью света и дети сами начинают копировать их.

Американский мультфильм только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько — поведение героинь мультфильмов. Поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки — такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Родители обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много. Если этого не происходит, не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали бить, щипать остальных людей, подражая героем мультиков, которых они обожают.

Родители, так же всегда должны обращать внимание на то, что именно нарисовано в детской книге, какие картинки сопровождают текст. Ведь зачастую, ребенок запоминает книжные иллюстрации на всю жизнь, а значит, картинки в книге могут повлиять на воспитание и на психику ребенка. Открывая книгу, ребенок приобщается к опыту предшествующих поколений, к богатству человеческой культуры. Проблема влияния книжной иллюстрации на ребенка стала актуальна с того самого времени, как только в свет вышла первая детская книга.

В данной работе анализируется творчество двух советских талантливых иллюстраторов детских книг и их влияние на детей дошкольного возраста. Почему именно советских? Конечно, детские книги печатаются и издаются и сейчас, многие переиздаются, а значит, переиздаются и иллюстрации к этим книгам. Нельзя сказать, что все современные иллюстрации не годятся для дошкольных детей, но часто эти рисунки не способствуют их эстетическому развитию, а иногда — приносят ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Глядя на иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально реагируют на цвет, но и осмысливают, что изображено на картинке. Средства художественно-образной выразительности помогают детям узнавать содержание картинки.

Приступая к иллюстрированию книги, художник должен сначала хорошо изучить ее текст, ясно представить все события и всех героев литературного произведения. Он должен исследовать подробности жизни той эпохи, в которую происходит описываемое действие, — жилища, костюмы, утварь, оружие и пр. — и лишь после этого начать рисовать. Наконец, после долгих поисков, после создания бесчисленных набросков и эскизов, художник создает окончательный рисунок — оригинал, с которого в типографии делаются репродукции для книги.

В России работали такие мастера книжной графики, как Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев, Е.И. Чарушин, А.Ф. Пахомов, В.М. Конашевич, и другие. Но в данной статье речь пойдет о творчестве двух талантливых иллюстраторов. Творчество этих художников отличает высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру детской книжной иллюстрации и знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Одним из самых известных детских иллюстраторов был Евгений Иванович Чарушин (1901—1965). Чарушин — один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Художник анималист — это художник, рисующий животных. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин являлся и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. До войны Евгений Иванович Чарушин написал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других и авторов — С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки. Чарушин рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием. Звери Чарушина словно живые — они смешные, забавные, пушистые. Некоторые иллюстрации художника представлены на рисунке 1.

Известно, что иллюстрации, где художники используют условные приемы, грубо нарушают композицию рисунка, искажает форму, дети отвергают. Они находят такие рисунки некрасивыми, плохо нарисованными. Чарушинские иллюстрации так нравятся детям именно потому, что в них передано полное сходство с живыми зверями, все они как будто оживают перед ребенком.

Если у чарушинских иллюстраций пушистые звери похожи на живых, настоящих котят, щенят и утят, то у художника Юрия Алексеевича Васнецова (1900—1973) животные перенимают качества людей, их образ жизни и даже человеческие наряды. Звери в иллюстрациях Васнецова очень добрые, забавные и немножко смешные. Их хочется оберегать и защищать. Художественное мышление Васнецова выросло на почве народного творчества. В поисках своей образно-пластической формы Юрий Алексеевич Васнецов часто обращался к русскому народному лубку. Лубок — это вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Дети часто сопереживают героям книг, поэтому реалистичность, соответствие рисунков тексту сказки тоже важная часть в иллюстрации книги. Васнецов всегда умел передать определенное настроение и характер героев в своих работах. К примеру, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» Юрий Алексеевич с помощью выразительных и понятных детям движений, а также с помощью цвета (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены, окна, лавочку) передает настроение. Все это вызывает у детей радость, дает понять, что его герои добрые и живут дружно. Некоторые иллюстрации Ю.А. Васнецова представлены на рисунке 2.

Детям интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично — кормилицу маму-Козу, маму-Сороку. Наденет им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды. Так художник учит детей отличать добро и зло.

Первые детские книги с яркими красивыми иллюстрациями талантливых советских художников открывают перед ребенком мир живых образов и фантазий. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить. Он становится для ребенка и воспитателем и учителем, формируя у ребенка эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Недаром талантливый педагог Е.А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего школьного возраста является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Таким образом, можно сделать вывод, мультипликационные фильмы и иллюстрации оказывают большое влияние на развитие и психику детей. С одной стороны, — это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы и картинки. Которые формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Таким образом, правильно подобранные книги и мультфильм — это эффективное средство воспитания ребенка.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира.

Психологи Института современного детства утверждают, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.

Необходимо регулировать частоту просмотра различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, совместное чтение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Литература

Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников — 2006 г., с.28 -31
Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей». // Воспитание школьников г., с. 88-91
Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации». // Воспитание школьников, 2005 г., с. 45-54
Воробьева В., Воробьев Н., А. Митюшкина «О творчестве Ю.А. Васнецова», — М.: Дошкольное воспитание 8, 1996.
Дехтерев Б. «Познание мира и иллюстрация», Детская литература. — 1972. — № 3. — С. 56—63.
Езикеева В.А. «Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества». — М., 1973., 115 с.
Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство». — М., 1968.,187 с.
10. Казакова Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников». — М.: Педагогика, 1983, 206 с.