Влияние типов темперамента на школьную успеваемость.

Автор: Гомбоева Ирина Борисовна

Образовательное учреждение: МБОУ Хохорская СОШ

Населенный пункт: с. Хохорск, Иркутская область

Тема: Влияние типов темперамента на школьную успеваемость.

Раздел библиотеки: Статьи

Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе могут быть различными, и заложены они как в психофизиологии, педагогике, так и в психологии ребенка. Мы же рассмотрим психологический аспект.

Как определить тип темперамента ребенка и какое влияние он оказывает на учебный процесс?

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующий динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности. Существует четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.

В первую очередь хочется поговорить о детях, обладающих флегматическим темпераментом. Эти дети в силу своей природной организации нервной системы медлительные. Для флегматика самое главное — спокойствие.

Он не любит, когда его торопят, ограничивают во времени. Ему комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу. Он медленно перестраивается на другой вид деятельности. Любит соблюдать режим. Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета; замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения). Вместе с тем, флегматик незаменимое лицо в решении конфликтов в коллективе.

Как обучение в школе складывается у учащихся с холерическим темпераментом? Холерик — человек вспыльчивый. Для него характерны: высокая активность, решительность, работоспособность, инициативность, быстрый темп движения, речи, мышления и другое. Потребность холерика заключается в преодолении препятствий. Он способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Он легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций. Неуравновешенный.

Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, не дописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание.

Большой интерес вызывают школьники с меланхолическим типом темперамента. Меланхолик — человек с высокой чувствительностью. Придает всему большое значение, везде находит поводы для опасений, обращает внимание, прежде всего, на трудности. Ему присущи такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Меланхолик полон сомнений, поэтому мало восприимчив к веселью. Малообщительный человек, особенно в незнакомой обстановке. Главное для меланхолика – это безопасность, так как он зависит он чужого мнения, все время боится что-то сделать не так, боится обратить на себя внимание. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций, пускающих глубокие корни.

Дети, обладающие меланхолическим темпераментом, быстро утомляются, поэтому у них невысокая работоспособность, низкое качество усвоения учебного материала. Ригидный — сложно, медленно перестраивается. Во время контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что не может не сказаться на результатах. Ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения. Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать время для отдыха. Меланхолику комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу.

Сангвиник — человек веселого нрава, беззаботный, полный надежд. Он хороший собеседник, весел, шутит, ничему в мире не придает большого значения и все люди ему друзья. Для сангвиника огромное значение играет общение. Отличается высокой активностью, работоспособностью, решительностью. У него быстрый темп движения, речи, мышления и так далее. Отсюда появляется поверхностность в делах. Он часто отвлекается. Переоценивает свои силы. Легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Работа сангвиника скоро утомляет, ему необходимы постоянные перерывы.

Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, не дописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости внимания, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию.

Для того чтобы точно определить тип темперамента нужно провести линейку тестов. Если нет такой возможности, можно определить темперамент ребенка с помощью наблюдения. Хочу сообщить вам, что в природе практически не встречается чистых темпераментов. Добавлю, что ярче всего темперамент проявляется в экстремальных, критических ситуациях. Темперамент дается индивиду от рождения, и его невозможно изменить. В течение жизни возможна компенсация некоторых проявлений темперамента при помощи характера, а также за счет навыков саморегуляции.

Выявление свойств темперамента, проявляющихся в поведении детей.

Понаблюдайте за ребенком и запишите свои ответы на следующие вопросы:

1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:

а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует неуверенно, робко.

2. Как реагирует ребенок на замечания:

а) говорит, что больше так делать не будет, но через какое-то время опять делает то же самое; б) возмущается, что ему делают замечание; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен.

3. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его очень волнуют, говорит:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением.

4. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она еще не закончена или сделана, как выясняется, с ошибкой:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки; в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. При решении трудной задачи (или выполнения трудного задания), если она (или оно) сразу не получается:

а) бросает, потом опять продолжает решать; б) решает упорно и настойчиво, но время от времени, резко выражает свое возмущение; в) спокойно; г) проявляет растерянность, неуверенность.

6. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:

а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говоря ни слова; г) проявляет растерянность.

7. В незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает необходимых сведений, но решение принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.

Примечание: буквы перед вариантами поведения означают: а — сангвинический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы), б — холерический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы, неуравновешенность нервных процессов в сторону возбуждения), в — флегматический темперамент (сильная нервная система, инертные нервные процессы), г) меланхолический темперамент (слабая нервная система). Подсчитайте количество отмеченных букв а, б, в, г и выявите ту, которая наиболее часто встречалась в ответах. Соответствующий ей темперамент и будет, с определенной долей вероятности, присущ данному ребенку.

Определение преобладающего типа темперамента ребенка.

Понаблюдайте за выполнением домашних заданий ребенком и ответьте на следующие вопросы:

1. Как долго он может работать, не делая перерыва?

2. Влияют ли помехи (какие?) на концентрацию его внимания во время выполнения задания?

3. Как он преодолевает утомление?

4. Как проявляются чувства у ребенка в процессе выполнения домашних заданий (реакции на успех и неудачу)?

5. Как он реагирует на трудности?

6. Как относится к замечаниям учителя?

7. Как быстро включается в деятельность?

8. Как переключается с одного задания на другое?

9. Как быстро у него меняются чувства во время выполнения задания?

О силе (слабости) протекания нервных процессов свидетельствуют ответы на вопросы 1-3, об их уравновешенности или неуравновешенности — ответы на вопросы 4-6, о подвижности или инертности — ответы на вопросы 7-9.

Сангвинический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы). Холерический темперамент (сильная нервная система, подвижные нервные процессы, неуравновешенность нервных процессов в сторону возбуждения). Флегматический темперамент (сильная нервная система, инертные нервные процессы). Меланхолический темперамент (слабая нервная система).

Таким образом, можно сделать вывод, что сам по себе тип темперамента не влияет на успешность или не успешность обучения, но при грамотном индивидуальном подходе учителя, с учетом особенности проявления нервной систем ребенка, успеваемость возрастет.