Внутрипредметная интеграция.

Автор: Шеховцова Ольга Николаевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 80»

Населенный пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область

Тема: Внутрипредметная интеграция в начальной школе на уроках русского языка.

Раздел библиотеки: Статьи

Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала

внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – она направлена на «спрессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями.

Мы хотели бы остановиться на рассмотрении внутрипредметной интеграции.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Задачи, решаемые в учебном процессе, обязательно достигаются с помощью вопросов: Зачем изучается эта тема? Что в этой теме тебе уже известно? Что не известно? Что хотел бы узнать? Какие знания и умения понадобятся для успешного усвоения темы? С чего предлагаешь начать работу?

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится и в объяснительных записках к учебным программам, и в методической литературе, однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет «вообще» — без знания системы необходимых приёмов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.

Большинство учащихся не овладевает начальными приёмами мышления даже в старших классах, а эти приёмы необходимы уже в первом классе: без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.

Учитель направляет учащихся на поиск закономерностей, самостоятельные открытия. Дети включены в активное взаимодействие друг с другом следующими видами работ: пересказ, взаимооценка, взаимопроверка, взаимосообщение на тему «Что нового я узнал (или прочитал) за выходные дни или каникулы».

Основной акцент делается на саморазвитие, самообразование и коррекцию – преодоление недостатков.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Гибкость ума проявляется в умении ответить на более сложные вопросы, опираясь на ранее приобретенные знания.

Мы начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения, что дает возможность развить широту мышления.

Ниже помещен практический материл, в котором приводятся три группы вопросов:

— вопросы к тому, что я знаю

— вопросы к тому, чего я не знаю

— вопросы и задания учителя

Тема: написание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Вопрос к тому, что я знаю.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского (среднего) рода в именительном падеже единственного числа?
Как поставить имя прилагательное в родительном падеже?
Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?
На какой вопрос отвечает имя прилагательное в родительном падеже?
Какие окончания имен прилагательных называются безударными?
Почему безударные окончания надо проверять?
Вопрос к тому, что я не знаю.

Какие окончания бывают у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
Подчиняется ли написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже общему правилу или нуждается в запоминании?
Почему окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже надо запоминать, а недостаточно проверить по окончанию в вопросе?
Вопросы и задания учителя.

Определить в данных словосочетаниях род и падеж имен прилагательных.
У цветка (какого?) голубого, до вечера (какого?) позднего, от солнца (какого?) яркого, для озера (какого?) дальнего.

Соответствует ли написание окончаний имен прилагательных их произношению? Сколько орфограмм (одна, две или три) в написании безударных окончаний –ого, -его?

Почему для проверки безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже недостаточно знать общее правило?

Выделите окончания имен прилагательных.
Нового платья, синего шарфа, высокого неба, дальнего поля.

Проанализируйте написание окончаний имен прилагательных после твердой и мягкой основ.

Установите закономерность: когда у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание –ого, а когда –его?

Прочтите словосочетания.
Свежего молока, хорошего товарища, блестящего снега, дремучего леса.

Что общего у имен прилагательных? (Все они с основой на шипящую.)

Установите закономерность в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.