Взаимодействие детского сада и родителей.

Автор: Кириллова Татьяна Ивановна

Образовательное учреждение: МДОУ Тисульский детский сад № 4

Населенный пункт: с. Тамбар, Кемеровская область

Тема: Взаимодействие детского сада и родителей.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 03.04.2019

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно в свою очередь во многом зависит от согласования действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего – взаимодействия, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.

За многолетний период моей работы в сельском детском саду скажу откровенно, всегда существовала проблема взаимодействие ДОУ и семьи. Сельских родителей трудно переубедить, «раскачать», вовлечь к тесному сотрудничеству. У большинства родителей сложилось такое мнение главное, чтобы ребёнок в детском саду был накормлен, ухожен и присмотрен. Да! Это немало важно. Но современная жизнь диктует свои жёсткие правила и чтобы выжить в ней человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим налаживать коммуникативные связи, быстро воспринимать происходящие изменения в обществе и принимать соответствующие решения, все эти необходимые качества закладываются в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день нам педагогам дана возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать всё многообразие форм, методов, приёмов, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми и с родителями.

В начале 20017 года мне удалось побывать на двух дневных курсах «Современные подходы в работе ДОУ и семьи» (Метеновой Н.М.). После чего окончательно для себя поняла, что необходимо пересмотреть всю работу с родителями, «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, доказать важность их участия в образовательном процессе.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Я заинтересовалась, насколько родители моих воспитанников удовлетворены взаимодействием с нами — воспитателями, и попросила родителей заполнить анкету «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ».

Оказалось, что у большей части родителей (67%) низкий уровень удовлетворенности взаимодействием с воспитателями группы, также анализ полученных сведений показал:

— воспитатели не учитывают интересы и пожелания родителей при организации различных мероприятий,

— в процессе общения с воспитателями родители получают недостаточно знаний о способах воспитания ребенка и эти знания не всегда применимы в жизни,

— отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Значит, приемы и методы взаимодействия воспитателя с родителями, применяемые в моей группе, оказались не достаточно эффективными.

Мне стало интересно, насколько взаимодействие педагога с родителями влияет на образовательный процесс и как можно построить эффективные партнерские взаимоотношения с родителями.

Взаимосвязь семьи и детского сада — один из важнейших факторов повышения качества воспитания подрастающего поколения. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ. Если взаимодействие педагога с родителями будут строиться на основе партнёрских отношений, тогда эффективность образовательного процесса повышается. Эта педагогическая идея, определила цель моей работы.

Цель работы: поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на повышение активности родителей как участников образовательного процесса.

Я поставила перед собой следующие задачи:

— найти приемы и методы взаимодействия педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения,

— выявить, как активное привлечение родителей к совместной работе с детьми (в работе над образовательным проектом) влияет на усвоение детьми содержания данной темы.

Работа с родителями начиналась с подготовки перспективного плана.

Первоначально взаимодействие с родителями носило формальный характер: я обращалась к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратила внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

1. Традиционно в нашей группе проводились дни рождения детей. Как обычно мы водим с детьми хоровод «Каравай», поздравления детей, затем дети пьют чай с конфетами.

Я решила изменить ход проведения дня рождения – ведь это главный праздник в семьях воспитанников и в день рождения приглашать мам.

Перед празднованием дня рождения вместе с детьми мы готовим подарок имениннику – делаем коллаж-поздравление. В праздничный день, мама приходит к нам в группу, именинника сажаем на трон (который смастерили сами родители) мы все вместе смотрим семейный альбом, мама рассказывает интересные случаи про своего ребенка, вместе накрываем праздничный стол, дети участвуют в сервировки стола, играем в игры которые предпочитает именинник.

Общение на таких праздниках между мной и родителями получается непринужденным и доверительным, и создает момент позитивного восприятия детского сада и меня как педагога.

2. Ежегодно в нашем детском саду к концу лета мы организовываем совместный с родителями и детьми поход в лес, на поляне проводим различные соревновательные игры, эстафеты, собираем сосновые шишки, листья и цветы для засушивания, проводим викторины о растениях и животных нашего края. Какой положительный заряд и удовольствие получают родители и дети от такого совместного похода, а воспоминаний о лесе хватает на весь год.

Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива родителей, детей и педагога. От таких совместных мероприятий выигрывают все: дети начинают гордиться своими родными, а родители приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с другими семьями и даже возможность подружиться. Такие мероприятия помогают создать в группе доброжелательные отношения, основанные на доверии, ведь родители охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес я и стараюсь использовать при организации взаимодействия.

3. Родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний я заменила традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые я делаю вместе с детьми это в виде медальона или красочного билетика в виде листика или цветка, а может быть и яркая, большая игрушка с приглашением на воздушном шарике. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, я стала менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаю с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи может быть в виде деловой игры, семинара, Ток – шоу(приглашаем специалистов это может быть врач, учитель), вечер «Вопросов и ответов», устный журнал, мастер — класс. В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. Заканчиваются такие встречи чаепитием. К собраниям, мы совместно с детьми готовим фотогазету « чудо – дерево», где используем фотографии из жизни детей группы.

Наша группа разновозрастная, запросы и проблемы у родителей разные, и очень трудно провести собрание на какую-то отдельную тему – она может быть неактуальной для части родителей. Поэтому я прибегаю к помощи родителей: родители младших детей озвучивают свои проблемы, родители старших дошкольников делятся своим опытом, а я даю свои советы и рекомендации как педагог.

Применив на практике новую модель взаимоотношений, я увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, проявлять заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активных родителей в образовательную деятельность.

Оказалось, что у наших сельских ребятишек не достаточно знаний о домашнем животном — корове, дети не владеют понятием «Коровушка — кормилица». Я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «Уж как я, свою коровушку люблю». На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей и возрасте ребенка:

— родители старших дошкольников совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, подбирали картинки, пословицы, готовили атрибуты для игр, пособия.

— родители младших дошкольников помогли организовать выставку игрушек — коров и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры рисовали маски для п/игры «выходи- ка, пастушок, на лужок!»

Мною были проведены открытые познавательные мероприятия: наблюдение за коровой, организована совместно с родителями выставка « Молочные реки, кисельные берега» (молочные продукты). Совместно с детьми мы сделали коллаж «Коровушки – Бурёнушки»». В завершении работы над проектом прошло итоговое занятие с интеграцией образовательных областей «На сельском дворе».

После всех мероприятий по реализации проекта я снова провела мониторинг осведомленности детей, и оказалось, что дети, родители которых активно участвовали в работе над проектом, больше осведомлены, в то время как осведомленность детей, родители которых не приняли участие в образовательном проекте, не очень изменилась. Более того, родители, которые принимали активное участие в работе над проектом, стали проявлять живой интерес к тому, что и как изучают их дети в детском саду, стали интересоваться, будет ли продолжена работа, в которой они и их дети могли бы поучаствовать. Следовательно, можно сделать вывод, что если родители в совместной деятельности расширяют познания детей, то эффективность образовательного процесса увеличивается — на ребенка оказывается «двойное педагогическое воздействие». И как результат – включенность семьи в работу детского сада, обеспечивающая комплексность стратегии воздействия на личность ребенка.

Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

* Появился интерес, родители с удовольствием приходят в группу;

* Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

* В группе создана атмосфера доверия и взаимоуважения

В ходе моей работы я убедилась, что главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс, что оказалось вещью вполне реальной.

В перспективе я хочу провести конкурс «Семья года». В моём представлении – это яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскроются творческие таланты детей и взрослых.

Список литературы:

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. — №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5.Метенова Н.М. День открытий :методическое пособие/Метёнова Н.М.:ИПК «Индиго»,оформление,2011.

6. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 64с.