Зачем учить ребенка слушать музыку?

Автор: Соболева Ольга Владимировна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад 15 Невского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Зачем учить ребенка слушать музыку?

Раздел библиотеки: Статьи

Современные дети отличаются от предыдущих поколений. Это утверждают практически все специалисты, работающие в области педагогики и психологии. Причин тому достаточное количество. Все чаще мы наблюдаем развитие ребенка в прямой зависимости от гаджетов и девайсов. Мир диктует неокрепшей психике малыша свои игры, игрушки и развлечения. Частая смена деятельности, порой необходима дошкольнику в силу его эмоциональной загруженности от окружающего мира. Усидчивость и осмысленность происходящего вокруг, порой пугает малыша и, как следствие того, он не готов к размеренной аналитической и самостоятельной деятельности. Очень важно для решения этой проблемы создать ребенку пассивный вид деятельности, дающий при этом возможность всестороннего развития.

Музыкальные занятия в детском саду включают в себя один из немаловажных пунктов-слушание музыки. Такой пункт в деятельности ребенка предоставляет возможность развить усидчивость, мышление и создать возможность ощущения личного пространства для игры воображения, самостоятельного суждения и релаксации.

Перед прослушиванием музыкального фрагмента необходимо «настроить» ребенка. Для этого хорошо подойдут загадки, знакомые игрушки, яркие предметы, характерные для музыкальных образов.

Дети очень любят увидеть музыкальный инструмент и прикоснуться к нему. После прослушивания музыкального отрывка можно предоставить возможность ребенку побыть в роли дирижера или музыканта.

Как правило, не все дети активно реагируют на прослушанную музыку. Это не страшно. Порой, безучастность-это осмысление прослушанного. С помощью внутреннего слуха, малыш учится прислушиваться к самому себе. Такие дети не принимают участие в обсуждении, но внимательно слушают своих товарищей. Тем самым пытаясь, проанализировать и соотнести свое «услышанное» с другими участниками.

Очень полезно на занятии, при повторном прослушивании, предоставить возможность ребенку соотнести свои движения с музыкальным материалом. Так ему легче будет запомнить эмоции от музыки, которую он услышал и наверняка у него появится желание слушать музыку еще.

В своей практике я часто встречала детей отрицательно резко и даже враждебно настроенных на слушание музыки. Такие дети требуют индивидуального подхода. Возможно здесь понадобится помощь специалистов. Таким ребятам я давала возможность «придумать» музыку самому, услышать музыку в обычных звуках и поделиться этим необычным звучанием со сверстниками, например, исполняя ее на инструменте в шумовом оркестре.

Могу быть твердо уверенна в том, что дети, которые научатся слушать и воспринимать услышанное с радостью, будут преуспевать в развитии. Постепенно у них появится интерес к усидчивости, а это даст им возможность быть успешными в любом виде деятельности. Успешная деятельность, как известно, дает большую возможность для социализации, что также на сегодняшний момент является проблемой в нашем обществе. И, наконец, если заглянуть в историю, то можно наблюдать интересные совпадения- практически все великие люди разных эпох и народов, создавая свои труды для человечества, не могли обходиться без музыки, а порой и сами музицировали, не являясь композиторами. Музыка-мощнейший источник вдохновения и становления!

В заключении, хочется подчеркнуть важную роль взрослых, для полезного от прослушивания музыки на занятиях в ребенке. Музыкальный руководитель и воспитатель всегда должны помнить, что мир звуков, в который они вводят воспитанников, несет только положительную эмоциональную окраску. Для этого педагоги на занятии должны проявлять неподдельный интерес к произведениям для слушания. Музыка- вечный спутник на протяжении всей жизни у человечества! Станет она для ребенка другом или раздражителем зависит от педагогов, помогающим детям пройти первые шаги к знакомству с прекрасным.