Анализ рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Автор: Шурупова Наталья Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Населенный пункт: г. Выборг

Тема: Анализ рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» (11 класс)

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 27.03.2019

Цели урока в диагностической форме

1. После урока ученики смогут:

– определить конфликт рассказа и его художественную идею;

– назвать особенности композиции рассказа и раскрыть их роль;

– рассказать о художественных средствах, влияющих на читательского восприятие этого рассказа;

– раскрыть авторское отношение к героям их поступкам;

– вписать рассказ Е. Габовой в контекст русской литературы;

– выдвигать версии о развитии действия на основе деталей текста;

2. Ученики продолжат учиться:

– работать в группах и индивидуально;

– вступать в коммуникацию друг с другом и художественным текстом;

– формулировать и обосновывать версии, свое мнение (развитие речи), уточнять и дополнять ответы товарищей.

Урок. Анализ рассказа

Ход урока.

I. Этап создания установки на чтение рассказа (мотивационный).

1. Целеполагание

– Что значит быть хорошим читателем?

– Может ли писатель управлять читательским восприятием или читатель абсолютно свободен?

Цель урока: обнаружить, какие художественные средства, влияющие на сознание и чувства читателей, есть в арсенале писателя и осмыслить их роль в художественном произведении.

2. Подготовка к работе с рассказом Е. Габовой.

– С чего начинается встреча читателя с литературным произведением?

– О чем может сказать читателю имя автора?

Каждая группа записывает свои версии – 1 минута. Группы обмениваются листами. (Комментарий. Такой вид работы предполагает, с одной стороны, участие каждого ученика, с другой стороны, это работа все же коллективная, т.е. ученики могут советоваться, что-то уточнять друг у друга – обмениваться и делиться знаниями).

– Писатель, с которым мы сегодня встретимся – Елена Васильевна Габова. О чем вам говорит ее имя? (Работа проводится точно так, как и в первый раз.)

– О чем может сказать читателю название произведения и жанр? (Работа в группах проходит точно так, как в предыдущих случаях.)

– Вы записали свои предположения – мы вернемся к ним позднее. Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Не пускайте Рыжую на озеро». Посовещайтесь в группе и озвучьте версию: что говорит вам это название?

(Комментарий. В этом случае ответ готовится коллективно, выбирается тот, кто может внятно и лаконично озвучить версию. Отвечающий становится ответственным за всю группу. Второй выступающий не должен повторяться – он может только что-то добавить или что-то опровергнуть. Цель такой работы – учить ребят выслушивать друг друга и быстро вносить коррективы в свой ответ.)

Учитель уточняет цели работы:

– Нам предстоит не только прочитать рассказ Е. Габовой, не только обнаружить, какие художественные средства использует писательница, воздействуя на наше восприятие текста, но и вписать ее рассказ в контекст русской литературы.

II. Чтение рассказа (Чтение с остановками).

(Комментарий. Необычность этапа восприятия в том, что рассказ будет читаться учителем вслух по частям. Это делается для того, чтобы ученики выстраивали свои версии развития сюжета, характеров. Это, в свою очередь, требует пристального внимания к деталям текста, что и позволит обнаружить средства авторского художественного воздействия на читателя. Эта работа проводится уже фронтально и индивидуально. Каждый ученик работает на отдельном листе, который в конце урока сдается учителю. Вопросы и задания к каждому фрагменту раздаются ученикам в распечатанном виде.)

Часть текста, которую читает учитель, затем появляется у учеников. Важно, чтобы у них не было возможности заглянуть вперед и узнать о том, как будет дальше развиваться действие: урок основан на пробуждении предположений, версий.

Чтение фрагмента 1

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Вопросы и задания

Что вы можете сказать о Светке Сергеевой?
Где она находится к моменту начала рассказа? (Ответ записать.)
Как она выглядит?
Какие ассоциации вызывает образ Рыжей? (Записать.)
Что в тексте влияет на ваши представления и оценки?
Как бы вы назвали или озаглавили этот фрагмент? Название запишите на своем листе.
Запишите свое предположение о том, что дальше о Рыжей расскажет нам автор.
Как он будет создавать ее образ? Портрет? и т.п.
Чтение фрагмента 2

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

Вопросы и задания

Оправдались ли ваши предположения о том, как дальше будет построен текст?
Что больше всего удивило вас в этом фрагменте?
Убедил ли вас рассказчик в том, что Светка «выла», а не пела?
Что именно вас в этом убедило или заставило в этом сомневаться? (Ответ запишите)
Как к Светке относятся окружающие ее люди? Докажите свое мнение.
Что вы можете сказать о композиции этого фрагмента?
Как рассказчик относится к Рыжей?
Что в тексте вам об этом говорит? Выделите слова, словосочетания, фразы, которые влияют на ваше восприятие.
И вновь запишите свои предположения о том, как дальше будет строиться рассказ.
(Здесь важно связать между собой первый и второй фрагмент. Первый задает атмосферу воспоминания. Во втором этот мотив развивается: когда мы вспоминаем, то не придерживаемся логики: что вспомнили, о том и говорим. Этот прием создает иллюзию непосредственного воспоминания, которое разворачивается словно «здесь и сейчас»).

Чтение фрагмента 3

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Вопросы и задания

Оправдались ли ваши предположения?
Как вы понимаете значение выражения «я буду отдельно»? Какие качества человека скрыты за этими словами?
Обратите внимание на поведение одноклассников. Какие ассоциации оно вызывает?
Запишите свои предположения о дальнейшем развитии событий.
Чтение фрагмента 4

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

Вопросы и задания

1.Что придумал Женька?
Как бы вы охарактеризовали этот поступок? А одноклассники? (Запишите свои оценки.)
Какие новые качества Светки раскрываются в этом фрагменте?
Как вы относитесь к ней?
А как к ней относятся другие персонажи?
Какую позицию занимает рассказчик?
Почему план удался?
Почему Светка ушла?
Какова цель Женьки и всей компании?
Что доставляет им удовольствие?
Почему они так поступили?
Можно ли назвать эту ситуацию невинной шуткой?
Вспомните, в каких литературных произведениях персонажи тоже устраивают подобные шутки (запишите) и сравните ситуации.
Предположите, как дальше будут развиваться события (запишите на листе).
Чтение фрагмента 5

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

Вопросы и задания

По сути перед нами эпилог. Зачем он нужен писательнице?
Какие мысли вызвал у вас рассказ? Запишите.
Как же рассказчик относится к Светке, одноклассникам, себе?
Как вы понимает смысл четырех последних предложений?
Почему рассказчик уверен в своей оценке?
III. Рефлексия и подведение итогов

Мы вновь работаем в группах. Посовещайтесь и предложите свой ответ на вопросы:

1. С какой целью Е. Габова рассказала эту историю?

2. Каков художественный смысл образов Рыжей и рассказчика?

3. Как вы понимаете художественный конфликт рассказа и его идею?

В финале урока можно предложить ребятам графически изобразить конфликт рассказа и суть образов всех героев.

2. Как вы теперь ответите на вопрос о том, какие художественные средства есть у писателя, чтобы направлять мыли и чувства читателя? Запишите свой ответ на листе.

(Все листы, большие для работы в группах, и индивидуальные, после урока сдаются учителю. Индивидуальные листы обязательно должны вернуться к ученикам.)

Домашнее задание

Сформулируйте проблемы текста и подберите к ним литературные аргументы.