Автоматизация звука Ж в словах, предложениях.

Автор: Сизова Наталья Викторовна

Образовательное учреждение: Детский сад комбинированного вида «Лада»

Населенный пункт: г. Черноголовка, Московская область

Тема: Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ж в словах, предложениях».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели: Формирование умения автоматизировать звук Ж в слогах, словах.

Развитие мышц артикуляционного аппарата, кинестезий.

Развитие фонематического восприятия

Развитие мелкой моторики.

Образование уменьшительно- ласкательных слов.

Развитие просодики.

Закрепление звуко- буквенной связи.

Закрепление звука Ж в связной речи.

Склонение по лицам.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с гласными для пропевания, счетные палочки, логопедическое лото, карточки для составления предложений, лист А4, предметные картинки: еж, желудь, жилет, жасмин, баклажан, ножницы, джинсы, ежик, подснежник, пиджак, лыжник, лыжи, этажерка.

«Автоматизация звука Ж в словах, предложениях»

План:

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

3. Голосовые упражнения.

4. Повторение пройденного материала.

5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.

6. Упражнение «Закончи предложения».

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.

9. Склонение по лицам.

10. Произнесение предложений отраженно.

11. Настольная игра «Логопедическое лото».

12. Составление предложений.

13. Развитие памяти.

14. Итоги занятия.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Радмир, здравствуй! Вот перед тобой эти палочки, составь на парте из них домик. (выполняет)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Давай мы с тобой посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка»-«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка:

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

упражнения для воздушной струи:

«ветерок»-дуть на ваточку (дуть сквозь сближенные губы)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

-Молодец!

3. Голосовые упражнения.

-Сейчас мы попоем гласные звуки: А, И, О, У. Сначала громко, потом тихо и наоборот. (Логопед показывает карточки с этими гласными.)

Затем логопед предлагает пропеть сочетание гласных АИ, АИО.

4. Повторение пройденного материала.

— Какой мы с тобой звук учимся правильно и красиво произносить?

(ребенок: «Звук Ж»)

— Сколько тебе лет?

(ребенок: «Мне 7 лет»)

— Вспомни, пожалуйста, столько слов со звуком ж.

(ребенок называет их, загибая свои пальцы.)

— Молодец!

5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.

— Повторяй за мной:

ЖА-ЖА-ЖА – иголки у ежа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – что-то расскажу.

ЖА-ЖА-ЖА – рыба у моржа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я вовсе не тужу.

-Молодец, Радмир!

6. Упражнение «Закончи предложения».

— Попробуй закончить предложения:

Весело бегать босиком по ЛУ. (лужам)

На диване кот ЛЕ. (лежит)

Я купил себе МОРО. (мороженое)

Мы сегодня загорали на ПЛЯ. (пляже)

Крепко яблоко ДЕР. (держу)

-Хорошо!

7. Пальчиковая гимнастика.

-Радмир, в прошлый раз ты из кусочков бумаги букву Ж составлял, а сегодня ты попробуешь вырезать букву Ж без ножниц. Это очень трудно, но ты постарайся!

(ребенку логопед дает лист бумаги формата А4.)

— Умница, Радмир!

8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.

-Попробуй сделать из большого слова маленькое, например: ДРУГ- ДРУЖОК.

ЛУГ.

КРУГ.

ФЛАГ.

СНЕГ.

БЕРЕГ.

РОГ.

ПИРОГ.

УТЮГ.

САПОГ.

— Молодец!

9. Я начну, а ты закончи:

Я ЛЕЖУ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ТЫ ЛЕЖИШЬ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ОН.

ОНА.

МЫ.

ВЫ.

ОНИ.

10. Произнеси предложения отраженно.

-Повторяй за мной:

Женя и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Женя и Жанна?

(ребенок должен ту ответить: «Дружно»)

Какие Женя и Жанна?

(Ребенок: «дружные».)

Кто дружно играет?

(ребенок: «Женя и Жанна»)

11. Настольная игра «Логопедическое лото».

— Поиграем в лото.

Ребенку предлагаются схемы слов:

ж

ж

ж

Логопед показывает картинки, а ребенок подставляет их к нужной схеме.

-Молодец.

12. Составь предложения и прочти их.

— Вот тебе небольшие листочки, на каждом набор слов, из них составь предложения!

1) От, дождь, промокнуть, одежда.

2) Живот, Жора, у, болит.

3) Нет, у, жало, уж.

4) Теплые, улететь, в журавли, края.

5) Наживать, и, поживать, стали, жить, добро.

-Умница, Радмир! Справился.

13. Развитие памяти.

— Перед тобой шесть картинок, запомни их.

(ребенку дается несколько секунд для запоминания.)

— Сейчас закрой глазки. (В это время логопед меняет две картинки местами.) А теперь поставь их так, как было.

(Логопед проделывает это упражнение два- три раза. Для разнообразия логопед убирает одну картинку.)

14. Итоги занятия.

-Радмир, скажи, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

Что больше всего понравилось?

(Ребенок отвечает)

— Молодец, Радмир! Ты сегодня очень хорошо занимался! До скорого!