Автор: Литунова Оксана Владимировна
Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад «Теремок»
Населенный пункт: п. Орловский, Ростовская область
Тема: Дидактическая игра на занятиях по обучению грамоте как средство формирования звуковой культуры речи.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 10.04.2019
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Сначала ребёнок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчёркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты.
В методики обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры, которые, с одной стороны способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определённую дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться, умело использовать игру на занятиях.
Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.
Вся работа с буквами будет малоэффективна, если ребёнок слабо ориентируется в звуковой системе языка. На до буквенном этапе обучения грамоте четырёхлетние малыши должны научиться выделять звук как «строительный» материал слова. Эта работа для ребёнка 4-5 лет очень сложна. Дети чувствительны к звуковой ткани речи, но чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одного речевого опыта недостаточно. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа — интонационного подчёркивания.
Как научить ребёнка? Легче всего это сделать в игре. Например, игры -звукоподражания: «Песенка жука» — ж — ж — ж, «Песенка пчелы» — з — з — з, «Песенка водички» — с — с — с, «Песенка ветра» — ш — ш — ш и т.д. Но для того, чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой.
Ребёнок— дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребёнок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, чётко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи.
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон», «Послушаем, о чём рассказывает комната (улица)». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях на выработку правильного произношения может быть утомительным для ребёнка, поэтому игровой подход здесь просто необходим. Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения звуков в слове можно использовать такие игры, как «Угадай, кто спрятался за ширмой», «Чудесный мешочек».
Кроме того, дети очень любят сказки, и на занятиях по обучению грамоте можно использовать серию сказок, «О хозяине звуков Языке Языковиче». В этих сказках Язык Языкович — властелин всех звуков. У него есть «подданные»: зубы, губы, щёки. Он очень трудолюбивый, занимается зарядкой, ведь от него зависит, как мы будем говорить. Игры – сказки: «Сон Языка Языковича», «Язык Языкович на прогулке» помогут научить детей четко выделять звуки в словах.
Как только дети научились выделять звуки в звучащем слове, они, сравнивая и анализируя, могут заметить, что звуки произносятся по-разному. В старшей группе вводятся термины «гласные» и «согласные» звуки. Для различия согласных и гласных звуков необходимо, прежде всего, языковое чутьё, интуиция, которую можно и нужно упражнять.
Наиболее удобным объектом для этого являются ударные гласные звуки. Научить ребёнка выделять данные звуки легче всего в игре: «Заблудились звуки», «Братья ЭХ, УХ, АХ, ОХ».
После того, как дети хорошо научились отличать на слух гласные от согласных, постепенно подводить детей к тому, что согласные дифференцируются на твёрдые и мягкие.
Воспитатель должен серьёзно подойти к этому вопросу, потому что различие твёрдости и мягкости согласных чрезвычайно важно для последующего обучения детей чтению.
Различать мягкие и твёрдые согласные помогут такие игры как: «Какой звук?», «Назови пару», «Назови братца», «Зажги фонарик», а также игры — ловушки: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, начинающееся с твёрдого согласного».
Если дети ориентируются на твёрдость — мягкость звуков в слове, а не на предмет, который это слово обозначает, значит они замечают и ощущают звуковую форму и не сливают её с содержанием слова.
Закреплённого способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию способствуют такие игры: «Назови слова», «Обед», «Новая квартира», «Мамина сумка», «Какой звук заблудился?».
И только после того, как дети научатся выделять 1 звук слова, различать твёрдые и мягкие согласные, определять гласный ударный, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа — определению полного звукового состава слова. На этом этапе можно использовать следующие игры: «Найди для слова дом», «Рассели по вагончикам», «Отгадай зашифрованное слово».
Все эти дидактические игры, игровые упражнения, применяемые на занятиях делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ведь главное для каждого педагога, чтобы игра приносила пользу на занятиях: концентрировала внимание детей, усиливала их интерес к учебной деятельности, помогала вырабатывать увернность в своих силах, доставляла детям максимум радости и наслаждения.