Формирование элементарных математических представлений.

Автор: Юманова Валентина Александровна

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа № 967

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через сказку».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Задачи:

Формирующие:

— Закреплять понятие о времени года, знания дней недели, части суток.

— Закреплять умение считать в пределах 10 и отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Называть числа в прямом и обратном порядке.

— Правильно выбирать арифметическое действие при решении задач.

— Закрепить навыки при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.

— Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).

— Упражнять в ориентировки на листе бумаге, закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.

Развивающие:

• Развивать внимание, логическое мышление, речь, усидчивость, глазомер, память.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

— Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

— Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

— картинки с изображением героев сказок;

— изображения деятельности человека в разное время суток;

— геометрические фигуры — «заплатки», (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— математические цифры и арифметические знаки.

Предварительная работа: проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 10-ти по образцу и названному числу, по сравнению предметов по длине, ширине, даны начальные знания о днях недели, даны знания о геометрических фигурах. Чтение сказок.

Словарная работа: названия дней недели, слова – определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.)

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте скажем им здравствуйте.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно сказку начинать!

Воспитатель: Садитесь, ребята, на свои места.

Воспитатель: Я предлагаю нам сегодня отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель: Для того, чтобы быть внимательными и быстро находить правильные ответы в сказках, я предлагаю сделать разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ. Воспитатель задает вопросы.

Интеллектуальная разминка. Ответы детей.

— Какие времена года вы знаете?

— Какое сейчас время года?

— Назовите части суток?

— А какое сейчас время суток?

— Сколько дней в неделе? (7) Назовите их.

— Какие дни недели мы называем «выходными»?

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Как правило, сказки начинаются с зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в тридесятом государстве», но наша сказка не совсем обычная. Это сказка, которую нам помогает рассказать математика. И поэтому мы начнем со счета.

Воспитатель задает вопросы.

Задания:
— посчитай от 1 до 5

— посчитай от 4 до 6

— посчитай от 3 до 8

— посчитай от 2 до 5

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо считали. Проведем физкультминутку.

Проводится физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье.

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше и попробуйте угадать загадку:

Я умный, усатый,

Хитрый, хвостатый,

Сапоги на лапах,

На макушке — шляпа. (Кот в сапогах)

Воспитатель: Нас встречает Кот в сапогах. Он верой и правдой служил своему хозяину. И даже побывал в замке людоеда. А в этом замке очень много лестниц. Давайте поднимемся вместе с котом вверх по лестнице и спустимся вниз. Но мы будем не просто ходить, а считать ступени – подниматься вверх и обратно вниз. (Прямой и обратный счет до 10).

Воспитатель: Ребята, двигаемся дальше, угадайте загадку:

На радость народу

растет на огороде

Из земли ее тащили

мышка, кошка, Жучка, внучка,

бабка, дедка.

Кто же это? Ответы детей. (Репка)

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Репка». Посмотрите на картинку на доске и ответьте на вопросы:

— кто стоит первый?

— кто последний?

— какая по счету внучка?

— кто стоит между внучкой и кошкой? Какая Жучка по счету?

Воспитатель: Шли мы, шли, прямо к проруби пришли. А в проруби щука плавает. Из какой она сказки? Ответы детей. («По щучьему велению»).

Воспитатель: По щучьему велению, по моему хотению выполняйте упражнения. Но так как щука говорит тихо, то упражнения будем делать так. Я показываю карточки, вы на них смотрите, и выполняете задание столько раз, сколько на карточке написано. (Например, присесть 4 раза, хлопнуть в ладоши 5 раза, подпрыгнуть на месте 2 раза, поднять руки вверх 3 раза).

Воспитатель: Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзиночку,

Отправленную ей. (Красная Шапочка)

Воспитатель: Правильно, мы в сказке «Красная шапочка».

Воспитатель: На картинке изображены две дорожки, красная шапочка и серый волк, зайчата, ежики, на полянке изображены деревья, цветы, грибочки).

Воспитатель:

— посмотрите и скажите, что делают Красная Шапочка и серый волк? (идут по дорожкам).

— по какой дорожке идет Красная Шапочка? (по узкой).

— по какой дорожке идет волк? (по широкой)

— кто идет по короткой дорожке? (Волк).

— А Красная Шапочка по короткой дорожке идет? (по длинной).

— Покажите на картинке и назовите высокие и низкие предметы, высокие и низкие предметы (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились.

Воспитатель: Проведем физкультминутку.

Проводится физкультминутка.

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

В каждой сказке есть сказочный транспорт. Это и кареты, и летающие лодки. А вот старик Хоттабыч летал на ковре-самолете. Да только случилось с ковром несчастье. Завелась у Хоттабыча в шкафу моль и прогрызла в ковре дыры.

Задания:

— какого цвета заплатка в середине ковра? какой она формы?

— какого цвета заплатка в левом верхнем углу? какой она формы?

— какого цвета заплатка в правом нижнем углу? какой она формы?

— какого цвета заплатка в правом верхнем углу? какой она формы?

— какого цвета заплатка в левом нижнем углу? какой она формы?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам уже пора из сказки возвращаться обратно в детский сад.

Давайте вспомним, в каких сказках мы побывали? Какие задания выполняли?