Автор: Петрова Анна Сергеевна
Образовательное учреждение: МАДОУ №151
Населенный пункт: г. Мурманск
Тема: Формирования родительного падежа множественного числа у дошкольников с ОНР
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 27.03.2019
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации дошкольников с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьёзной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники часто пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является важной задачей, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребёнка по причине нарушений речевых процессов.
Своевременное овладение грамматическим строем языка предупредит нарушения письменной речи, расширит языковой опыт детей, что важно как для обучения ребенка, так и для коммуникации.
Нарушение грамматического строя у детей с ОНР – типичное проявление. Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.
Проблема овладения морфологической структурой слова у дошкольников с ОНР является актуальной для практики специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ошибки в использовании падежей у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.
Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.
Остановимся подробнее на усвоении формы родительного падежа множественного числа существительных.
Изучение особенностей словоизменения имён существительных у 25 дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР проводилось в течение двух лет в Мурманском детском саду №151в группах компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование проводилось с использованием методики Р.И.Лалаевой.
Материалом исследования были картинки и слова (столы, мальчики, дома, ложки, вилки, вишни, вёдра, кольца, окна, мячи, карандаши, пни, стулья, деревья, листья). Ребёнку показывалась картинка и давалась инструкция: «Скажи, на этой картинке много чего?» Оценивались результаты по 5 уровням:
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.
Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.
Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.
Уровень ниже среднего (1балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.
Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.
Результаты исследования показали, что уровень словоизменения существительных множественного числа родительного падежа у детей с речевой патологией значительно ниже уровня дошкольников с нормой речи.
Данные исследования показали, что 22% детей находятся на уровне выше среднего, 45% на среднем , 20% на уровне ниже среднего и 13% на низком уровне. При выполнении заданий наиболее частыми были ошибки, связанные с неправильным употреблением окончаний («ложков», «карандашов», «деревов»). Таким образом, у дошкольников преобладал средне-низкий уровень употребления существительных родительного падежа множественного числа.
Полученные результаты показали необходимость проведения специальной работы по коррекции имеющихся нарушений.
При определении последовательности работы над грамматической формой учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).
На начальном этапе работы отрабатывались формы с продуктивными флексиями под ударением.
Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание -ов, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание -ей, которое характерно для с существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).
С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.
1) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:
а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, и др.);
б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).
2) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).
3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон);
б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, белок, ромашек, сестер, юбок).
4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);
б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, блюдец, полотенец, ведер).
5) Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:
а) с ударным окончанием (лосей, гусей, ежей, кирпичей);
6) безударным окончанием (портфелей, медведей).
б) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:
а) с ударным окончанием (мышей, лошадей, дочерей);
б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей).
7) Формы с окончанием ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей).
В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Коррекционная работа проводилась во всех видах деятельности.
Виды коррекционной работы:
— логопедические фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
— индивидуальные логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения;
— познавательно-речевые занятия;
— дидактические развивающие игры.
Коррекционная работа проводилась в течение учебного года. По итогам проводилось повторное обследование детей. Из 25 воспитанников 19% показали высокий уровень, 24% выше среднего, 48% средний, 9% ниже среднего.
Таким образом, по приведённым данным тестов, после проведённых коррекционных занятий у детей наблюдается повышение уровня употребления существительных родительного падежа множественного числа.
Полученные результаты позволяют более эффективно организовать логопедическую работу в группах для детей с общим недоразвитием речи, что должно способствовать более качественной подготовке детей с речевой патологией к успешному овладению процессами чтения и письма, следовательно, к дальнейшему обучению в школе.
Примерный конспект занятия по формированию формы родительного падежа множественного числа существительных
Тема. Практическое усвоение навыков изменения существительных мн.ч. по падежам: мн.ч. существительных родительного падежа без окончания; с окончаниями — ов, — ев.
Оборудование: игрушки, сюжетные картинки из игры «Наш магазин», предметные картинки.
1. Развитие зрительного внимания.
Игра «Чего нет?»
Нет кукол, нет кубиков, нет зайцев…
2. Развитие простой фразы с опорой на сюжетную картинку.
— Чего много в этом магазине?
— Как называется такой магазин?
В мебельном магазине много кресел, шкафов, зеркал, стульев.
В обувном магазине …
В магазине «Одежда» …
В овощном магазине …
3. Формообразование.
Игра «Прогулка в лес».
— Я буду выставлять картинки, а вы должны догадаться, каких деревьев, цветов, животных много в нашем лесу.
4. Развитие наблюдательности, логического мышления.
Подумай и добавь, у кого чего много.
У птиц много перьев, крыльев…
У деревьев много веток, сучков, листьев …
В лесу много ягод, грибов, деревьев …
В школе много парт, классов, учеников …
5. Составление рассказа по предметным картинкам.
Стал еж себе норку на зиму искать. И нашел около больших кустов. Натаскал он кучу сухих листьев, веток, сучков, перьев и сделал мягкую постель. Потом принес ягод, грибов, яблок. Сам наелся и угостил соседей: белок, зайцев, птичек. А потом спрятался в норку.
6. Развитие памяти, слухового восприятия.
— Прослушайте внимательно рассказ К. Ушинского «Бишка», чтобы смогли ответить на вопросы.
-« А, ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано». Понюхала собака книжку, да и прочь побежала. « Не моё дело – книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайцев слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого».
— Кого пугает собака Бишка?
— Кого ищет?
7. Развитие чувства языка, слухового внимания.
— Прослушайте рассказ. Помогите закончить предложения.
Медведь и пчелы.
Однажды медведь увидел, что из дупла вылетело много (пчелы). Он ловко залез на дерево, но (пчела) начали ее кусать. Медведь убежал от (пчелы).
8. Расширение словаря по теме «Животные и их детеныши»
— Скажи, у кого кто?
(Телята у …, верблюжата у…,
9. Итог. Оценка.
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1981.
2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.— М., 1994.
3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.,1990.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – СПб.: Издательство «Союз», 1999.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», СПб.: Издательство «Союз», 2004.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.,1994.
7. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.