Формирования родительного падежа множественного числа у дошкольников с ОНР

Автор: Петрова Анна Сергеевна

Образовательное учреждение: МАДОУ №151

Населенный пункт: г. Мурманск

Тема: Формирования родительного падежа множественного числа у дошкольников с ОНР

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 27.03.2019

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации дошкольников с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьёзной и требует немедленного решения.

В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники часто пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является важной задачей, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребёнка по причине нарушений речевых процессов.

Своевременное овладение грамматическим строем языка предупредит нарушения письменной речи, расширит языковой опыт детей, что важно как для обучения ребенка, так и для коммуникации.

Нарушение грамматического строя у детей с ОНР – типичное проявление. Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.

Проблема овладения морфологической структурой слова у дошкольников с ОНР является актуальной для практики специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ошибки в использовании падежей у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.

Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

Остановимся подробнее на усвоении формы родительного падежа множественного числа существительных.

Изучение особенностей словоизменения имён существительных у 25 дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР проводилось в течение двух лет в Мурманском детском саду №151в группах компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование проводилось с использованием методики Р.И.Лалаевой.

Материалом исследования были картинки и слова (столы, мальчики, дома, ложки, вилки, вишни, вёдра, кольца, окна, мячи, карандаши, пни, стулья, деревья, листья). Ребёнку показывалась картинка и давалась инструкция: «Скажи, на этой картинке много чего?» Оценивались результаты по 5 уровням:

Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.

Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.

Уровень ниже среднего (1балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.

Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.

Результаты исследования показали, что уровень словоизменения существительных множественного числа родительного падежа у детей с речевой патологией значительно ниже уровня дошкольников с нормой речи.

Данные исследования показали, что 22% детей находятся на уровне выше среднего, 45% на среднем , 20% на уровне ниже среднего и 13% на низком уровне. При выполнении заданий наиболее частыми были ошибки, связанные с неправильным употреблением окончаний («ложков», «карандашов», «деревов»). Таким образом, у дошкольников преобладал средне-низкий уровень употребления существительных родительного падежа множественного числа.

Полученные результаты показали необходимость проведения специальной работы по коррекции имеющихся нарушений.

При определении последовательности работы над грамматической формой учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).

На начальном этапе работы отрабатывались формы с продуктивными флексиями под ударением.

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание -ов, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание -ей, которое характерно для с существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.

1) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:

а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, и др.);

б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).

2) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).

3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон);

б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, белок, ромашек, сестер, юбок).

4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, блюдец, полотенец, ведер).

5) Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:

а) с ударным окончанием (лосей, гусей, ежей, кирпичей);

6) безударным окончанием (портфелей, медведей).

б) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

а) с ударным окончанием (мышей, лошадей, дочерей);

б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей).

7) Формы с окончанием ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей).

В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Коррекционная работа проводилась во всех видах деятельности.

Виды коррекционной работы:

— логопедические фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

— индивидуальные логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения;

— познавательно-речевые занятия;

— дидактические развивающие игры.

Коррекционная работа проводилась в течение учебного года. По итогам проводилось повторное обследование детей. Из 25 воспитанников 19% показали высокий уровень, 24% выше среднего, 48% средний, 9% ниже среднего.

Таким образом, по приведённым данным тестов, после проведённых коррекционных занятий у детей наблюдается повышение уровня употребления существительных родительного падежа множественного числа.

Полученные результаты позволяют более эффективно организовать логопедическую работу в группах для детей с общим недоразвитием речи, что должно способствовать более качественной подготовке детей с речевой патологией к успешному овладению процессами чтения и письма, следовательно, к дальнейшему обучению в школе.

Примерный конспект занятия по формированию формы родительного падежа множественного числа существительных

Тема. Практическое усвоение навыков изменения существительных мн.ч. по падежам: мн.ч. существительных родительного падежа без окончания; с окончаниями — ов, — ев.

Оборудование: игрушки, сюжетные картинки из игры «Наш магазин», предметные картинки.

1. Развитие зрительного внимания.

Игра «Чего нет?»

Нет кукол, нет кубиков, нет зайцев…

2. Развитие простой фразы с опорой на сюжетную картинку.

— Чего много в этом магазине?

— Как называется такой магазин?

В мебельном магазине много кресел, шкафов, зеркал, стульев.

В обувном магазине …

В магазине «Одежда» …

В овощном магазине …

3. Формообразование.

Игра «Прогулка в лес».

— Я буду выставлять картинки, а вы должны догадаться, каких деревьев, цветов, животных много в нашем лесу.

4. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Подумай и добавь, у кого чего много.

У птиц много перьев, крыльев…

У деревьев много веток, сучков, листьев …

В лесу много ягод, грибов, деревьев …

В школе много парт, классов, учеников …

5. Составление рассказа по предметным картинкам.

Стал еж себе норку на зиму искать. И нашел около больших кустов. Натаскал он кучу сухих листьев, веток, сучков, перьев и сделал мягкую постель. Потом принес ягод, грибов, яблок. Сам наелся и угостил соседей: белок, зайцев, птичек. А потом спрятался в норку.

6. Развитие памяти, слухового восприятия.

— Прослушайте внимательно рассказ К. Ушинского «Бишка», чтобы смогли ответить на вопросы.

-« А, ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано». Понюхала собака книжку, да и прочь побежала. « Не моё дело – книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайцев слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого».

— Кого пугает собака Бишка?

— Кого ищет?

7. Развитие чувства языка, слухового внимания.

— Прослушайте рассказ. Помогите закончить предложения.

Медведь и пчелы.

Однажды медведь увидел, что из дупла вылетело много (пчелы). Он ловко залез на дерево, но (пчела) начали ее кусать. Медведь убежал от (пчелы).

8. Расширение словаря по теме «Животные и их детеныши»

— Скажи, у кого кто?

(Телята у …, верблюжата у…,

9. Итог. Оценка.

Литература
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1981.

2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.— М., 1994.

3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.,1990.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – СПб.: Издательство «Союз», 1999.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», СПб.: Издательство «Союз», 2004.

6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.,1994.

7. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.