Игровой практикум «Родительская компетентность в развитии речи детей».

Автор: Редкозубова Людмила Сергеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ ЦРР детский сад №6

Населенный пункт: ст. Старощербиновская, Краснодарский край

Тема: Игровой практикум «Родительская компетентность в развитии речи детей».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 03.04.2019

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель, логопед.

Место проведения: музыкальный зал.

Добрый вечер уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи.

Тема нашей встречи «Родительская компетентность в развитии речи детей»

Игра «Вопрос – ответ»

1. Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно, чисто и грамотно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

2. А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Если раньше считалось, что ребенок должен овладеть всеми звуками к 5 годам, то сейчас эти сроки сдвигаются, т.к. существует такое понятие «акселерация». И к концу уже средней группы дети должны овладеть всеми звуками.

Вы сами сейчас увидели, отвечая на мой вопрос, что в нашей группе у многих детей не сформированы еще многие звуки и есть некоторые серьезные проблемы с их произношением.

3. Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

Это очень хорошо, что вы читаете детям. Не переставайте это делать уважаемые родители. Чтение книг развивает ребенка. Ведь не зря сейчас актуально выражение «Читающая мама — читающая страна». А кто не читает своим детям, вам начать никогда не поздно.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Если у ребенка хорошо развиты коммуникативные способности, он общительный, открытый, легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания. А ребенок, у которого речевые дефекты сохранились, делают ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, стеснительным, раздражительным, влияет на общение со взрослыми и сверстниками в школе. Такой ребенок старается общаться в кругу семьи или с только знакомыми ему взрослыми и детьми. В младшем школьном возрасте ребенок уже понимает о своих недостатках в речи и поэтому он лишний раз не вступит в контакт или промолчит. И это для ребенка большое эмоциональное переживание, особенно в период адаптации.

Чтобы обучение ребенка в школе не было для него таким сложным нужно конечно ему помочь.

И вот как помочь ребенку слышать звуки речи, правильно говорить, формировать свои фразы, мысли – это наша с вами задача.

А вот что влияет на развитие правильной и грамотной речи ребенка, мы сейчас с вами и поговорим. И на сколько это важно, если вовремя не помочь ребенку.

Вот у нас ребенок (схематическое изображение ребенка на доске), давайте, вместе с вами определим, от чего зависит успешное речевое развитие ребёнка?

Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
Общение ребенка со сверстниками.
Строение артикуляционного аппарата.
Речь взрослых – как образец.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детям художественной литературы.
Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
Дыхательные упражнения.

Обсуждение:

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.

3.Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.

4.Развитие мелкой моторики рук. Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

5.Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками. Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, — возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком. Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

8. Дыхательные упражнения. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности).

Вот мы с вами и определили факторы, которые влияют на успешное развитие речи ребёнка.

У нас в учреждении работа по развитию речи тоже ведется в разных направлениях. Она начинается с момента приема детей, когда мы приветствуем друг друга, спрашиваем как дела. И в течение дня. Это и общение наше с ребенком и всех специалистов, которые к нам приходят. И на занятиях, и в играх, и в беседах, и в обычных диалогах, и в ситуациях детских переживаний и заканчивая развлечениями, праздниками. То есть род у нас не закрывается целый день. Мы отвечаем на вопросы детей, дети задают нам вопросы, и мы их учим правильно сформулировать свою мысль, правильно попросить о помощи, правильно поблагодарить, извиниться, попросить игрушку, договориться о чем-то со сверстниками, если у них возник конфликт.

Работая с детьми среднего возраста мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:

-формирование звуковой культуры речи

-обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя речи

— обучение рассказыванию, связной речи

— развитие выразительности речи.

Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

Формирование звуковой культуры речи.

Как вы понимаете, что такое звуковая культура речи?

Да это умение ребенка слышать и говорить звуки.

Вы все знаете прекрасно своих детей, и каждый из вас сейчас может определить, а все ли звуки правильно называет мой ребенок. И вы сейчас наверно понимаете, что не все звуки правильно он говорит. Он называет не просто один звук, а два и несколько. В чем сложность этого? Почему так происходит? Если ребенок не называет звук, он его, во-первых, не слышит, он его не находит. А почему он его не находит, будет уже определять специалист, по какой причине он его не слышит и не может произнести. Может у него нарушение речевого аппарата или нарушение фонематического слуха.

Особое значение правильного звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук, делать транскрипцию, звуко-буквенный анализ слова. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. В соответствии страдает навык письма.

А все почему? Потому что ребенок не слышит этот звук, а если слышит, то не может воспроизвести.

У нас есть несколько специальных занятий. Это занятия по развитию речи, на которых мы обогащаем словарный запас, формируем грамматически правильную речь, учимся составлять и пересказывать небольшие описательные и повествовательные рассказы, учимся отгадывать загадки.

Есть занятие по восприятию художественной литературы. Здесь мы с детьми читаем, пересказываем, обыгрываем сказки, характеризуем героев. И есть занятия по обучению грамоте и звуковой культуре речи, где мы учимся правильно произносить все звуки родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, ръ) и учимся их слышать и находить в словах. Учимся называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове, определять мягкость и твердость, звонкость и глухость звуков, формировать четкую дикцию.

Сейчас, проводя занятия по ЗКР, многие дети не слышат, путают звуки шипящие, свистящие. У нас каждое занятие направлено на нахождение определенного конкретного звука. Многие не слышат этого звука, путают с другим. Вместо звука Ж дети говорят Ш (жираф — шираф). И когда мы определяем какой звук Ж по звонкости –глухости, дети говорят, что звук Ж глухой, потому что они произносят не Ж а Ш.

Вот у нас было занятие мы находили звуки Ж и Ш. Для многих детей Ж и Ш звучит как Ш и им было трудно справиться с этим заданием.

Для вас я приготовила задание, которое мы выполняем с детьми. Перед вами лист. На нем изображены картинки, в названиях которых есть звук ____-твердый, мы его обозначим синей фишкой и звук ____- мягкий, мы его обозначим зеленой фишкой. Для многих детей это очень трудное задание. Но прежде чем начать самостоятельную работу, у нас есть предварительная работа мы сначала поем песенку жука или комара, насоса, змеи, проговариваем этот звук в слогах, словах, стихах, чистоговорках, скороговорках, а потом только дети ищут этот звук. И все равно даже после большой предварительной работы дети не справляются с заданием.

Игра «Назови слово, которое начинается со звука …» З, Зь, С, Сь, Л,Ль

Эта игра учит называть слова на определенный звук, называть первый звук в слове, определять мягкий он или твердый. Это вам так легко сейчас было. А вот нашим многим детям это не посильная задача.

Предлагаю Игру на выработку дикции и формирование у детей умения правильно произносить заданный звук. «Чистоговорки» (распечатать)

Чистоговорки

Ша — ша — ша — мама моет малыша

Са-са-са: в клетке спит лиса.

Жа —

Скороговорки
Жутко жуку жить на суку.
У ужа ужата, у ежа – ежата

Родителю предлагается проговорить чистоговорку или скороговорку, выделив нужный звук.

У нас еще есть такая игра ЭХО. Я называю звук, а ребенок его должен произнести точно, как я его произнесла, то есть повторить.

Итак, если у ребенка не развита ЗКР то на это есть две причины: нарушен речевой аппарат, то есть умение произносить звуки или фонематический слух, то есть умение слышать звуки. И такому ребенку конечно нужна помощь специалиста, логопеда.

Обогащение словарного запаса.

Есть активный и пассивный словарь у ребенка. Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок не употребляет в речи, может быть в силу возраста, они ему еще не понятны, сложны. Мы и вы в своей речи употребляете разные слова, они откладываются у него, как на книжной полочке, а потом когда ему необходимо это слово ребенок его употребляет. Поэтому чем больше и разнообразнее ваша речь с детьми, чем насыщеннее окраска этой речи, тем богаче будет его словарный запас. Этому могут способствовать такие игры-загадки. Вы описываете ребенку предмет, а он отгадывает, а потом вы меняетесь. (Овальный, желтый, твердый, кислый)

Несколько человек загадывают загадки-описания, остальные отгадывают их.

Игра «Скажи наоборот» антонимы

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)

Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)

Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)

Обогащение словаря глаголами

Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

Обогащение словаря существительными

О чём можно сказать, используя слова:

круглая (тарелка, сковорода….).

круглый (шар, мяч, обруч…….)

круглое (колесо, зеркало…..)

красный (флаг,мяч,…..)

красная (косынка, майка,…..)

красное (знамя, яблоко,…..)

Обогащение словаря наречиями

Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно…)

Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)

Как дети играете в д.с.? (весело, дружно ,шумно, интересно, увлеченно,..)

Игра по ТРИЗ (перфокарта)

Формирование грамматического строя речи.

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Чудесный мешочек «Чей хвост, чья голова»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; отрабатывать навык правильного употребления в речи падежных окончаний

Ход: Попросить назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? — лисий, волчий, медвежий и т. д.

Игра «Один — много»

Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Одна шапка — много шапок и так далее.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать уменьшитель — ласкательные существительные.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол — пять столов один слон — пять слонов

Обучение рассказыванию и связной речи

Все эти стороны, о которых мы сейчас с вами поговорили (ЗКР, фонематический слух, формирование словаря, формирование грамматического строя речи) они все влияют на связную речь ребенка, на умение ребенка правильно, грамотно, богато, красиво говорить, задавать вопросы, отвечать на них, общаться, рассказывать, пересказывать.

Все эти игры, в которые мы сегодня с вами играли, конечно, помогают ребенку развивать речь, но большую и немаловажную роль в развитии речи ребенка, играет и чтение художественной литературы, ее пересказывание, обсуждение героев, их описание, придумывание с детьми своих сказок или историй.

Помните, я вас просила связать шапочки разных животных, так вот они у нас не лежат, не пылятся. Мы их используем на занятиях, и дети пользуются ими в своих играх. Спасибо вам огромное!

Предлагаю вам сочинить небольшую сказку с ребенком и нарисовать к ней иллюстрацию, а потом мы все ваши сказки оформим в книгу и вместе с детьми прочитаем каждую вашу сказку в группе. Дети смогут посмотреть иллюстрации и пересказать сами сказку, которую они сочинили вместе с вами.

В итоге хочу сказать, чаще играйте с ребенком в игры дома, гуляя на улице, возвращаясь с детского сада, разговаривайте с ними, отвечайте на их любопытные вопросы, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазия. Т.к. в игре часто, и сложное становится доступным и понятным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предлагайте игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.

И в конце своего выступления хочу вам сказать.

Уважаемые родители, не думайте о своих желаниях и амбициях, а подумайте о своем ребенке, о его успешности в будущем.

Конечно, мы много работаем в направлении развития речи детей, но не всегда мы можем помочь ребенку такими разными играми и упражнениями, в которые мы сегодня с вами играли. Есть у ребенка физиологические и индивидуальные особенности. И конечно же если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в школе, чтобы он был грамотен, хорошо писал сочинения, то дети у которых нарушено звукопроизношение и фонематический слух нуждаются в помощи специалиста. И это же конечно учитель-логопед. Если вовремя обратить внимание и вовремя заняться этой проблемой, то в дальнейшем для ребенка не будет составлять сложности дальнейшее обучение в школе. Но о том, кому и какая из ваши детей будет нужна помощь логопеда, это будет индивидуальный разговор с логопедом.