«Как мама ворона учила воронёнка говорить».

Автор: Дедкова Светлана Ивановна

Образовательное учреждение: ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Конспект коррекционно-развивающего занятия «Как мама ворона учила воронёнка говорить».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

— учить правильно произносить звук Р в слогах, словах , чистоговорках , фразовой речи, давать характеристику звуку Р с опорой на зрительное. слуховое , тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

— формировать и расширять номинативный словарный запас по теме » Птицы»;

-учить согласовывать существительные с числительными ,

-предупреждать нарушения чтения и письма.

Коррекционно- развивающая:

-формировать навыки самоконтроля за речью.

Воспитательно- образовательные : воспитывать навыки учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии : развитие мелкой моторики , развитие речевого и физиологического дыхания, массаж и самомассаж, артикуляционная гимнастика, развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением птиц ( воробей, ворона, сорока, дятел, синица, сова, журавль, ласточка), гнездо птицы, ворона и воронёнок. шкатулка, киндер-сюрприз, смайлики, ноутбук.

Ход занятия

Логопед показывает ребёнку игрушки -ворону с воронёнком , сидящим в гнезде.

Логопед. Представь, что я -мама-ворона, а ты воронёнок. Кого мы будем изображать?

Ребёнок. Ворону и воронёнка.

Логопед. Надоело воронёнку сидеть в гнезде . Он высунулся из гнезда и наклонил голову вперёд.. Мама -ворона отругала его .Произнеси грозно: » Кра-кро-кру».

Ребёнок выполняет задание.

Он присмирел. Произнеси тихим голосом: » Кар-кар-каррр».

Ребёнок выполняет задание.

Теперь воронёнок спокойно сидит в гнёздышке.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Логопед. Сложи ладони так, чтобы получилось воронье гнёздышко. Покажи, как воронёнок клюёт крошки.

Ребёнок быстро стучит пальцем по столу.

А вот воробьи купаются в лужице.

Ребёнок двигает ладонью вправо-влево.

Искупались воробышки и улетели.

Ребёнок делает взмахи кистями рук, мизинцы сцеплены.

Самомассаж

Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.

Ходит пальчик по дорожке

Ребёнок проводит пальцамиот середины лба к вискам

Вверх-вниз , вверх- вниз.

Делает движения пальцами вокруг глаз : от переносицы к вискам.

Будут розовыми щёчки:

Двигает пальцами по щекам: от крыльев носа к вискам.

Вверх-вниз , вверх-вниз.

Двигает пальцами по щекам: от крыльев носа к вискам.

ВВерх-вниз, вверх-вниз.

Двигает пальцами от середины подбородка к ушам.

Упражнения на развитие мимических мышц

Логопед даёт задание, ребёнок выполняет их.

Изобрази, как удивляется воронёнок, увидев у мамы-вороны бусы
Покажи , как ворона сердилась на воронёнка, когда он высунулся из гнезда.
Воронёнок попал в лапы кошке. Изобрази испуганную ворону.
Дети забрали воронёнка у кошки и вернули его в гнездо. Изобрази, как ворона обрадовалась.
Упражнения для мышц шеи

Логопед даёт задание, ребёнок выполняет .

Любопытный воронёнок смотрит вниз. Опусти голову вниз, почувствуй напряжение в задней части шеи.
А теперь покажи сонного воронёнка. Отведи голову назад и закрой глаза, расслабься.
Воронёнок проснулся и вертит головой. Поворачивай голову влево-вправо.
Упражнения для языка

» Голодные птенчики»Максимально широко открыть рот, языклежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы.
» Чашечка». Сильно открыть рот, » широкий» язык поднять вверх, его боковые края округлить, удерживать в таком положении 8-10 секунд. Не поддерживать язык нижней губой. ( » Птенчик ждёт пищу»)
» Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать со звуком : » д-д-д-д-»
Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

» Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, хатем нижнюю губу по кругу.
Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

Логопед. Сделай вдох через нос и на выдохе произнеси «кар-кар» низким и высоким голосом, как ворона и воронёнок.

Ребёнок выполняет задание.

Какой звук мы научились произносить? Как каркает ворона? О каком звуке будем говорить на нашем занятии?

Ребёнок отвечает.

Посмотри в зеркало и произнеси звук Р.

Ребёнок выполняет задание.

Где находится язычок при его произношении? Что мешает воздуху свободно выходить изо рта?

Ребёнок отвечает

Воздух встречает преграду при выходе изо рта. Это гласный или согласный Что происходит с нашим горлышком? Оно спит или работает?. Если горлышко работает , какой это звук: звонкий или глухой?

Ребёнок отвечает.

Итак, звук Р -согласный , звонкий . А как ты думаешь, звук Р радостный или грустный?

Ребёнок отвечает.

Посмотри на картинки с изображением птиц и найди лишнюю.

Ворона, воробей, ласточка, сорока.
Почему ласточка лишняя?

Ребёнок. Потому что в названии изображённых на них птиц нет звука Р.

Логопед. Посмотри внимательно на птиц и посчитай, сколько их осталось.

Ребёнок. Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон.

И т. д.

Логопед. Теперь выполни движения по тексту.

В гнёздышке спит птичка,

А лиса в норе.

Мушка на листочке,

Жучка в конуре.

Ребёнок выполняет задание под музыку.

Далее проводится работа за ноутбуком. Логопед предлагает определить место звука Р в словах, повторить чистоговорки, отгадать загадки, которые ребёнок видит на экране.

Заключительная часть

Логопед. Что тебе понравилось на занятии? О каком звуке мы говорили? Какие задания показались тебе трудными?

Ребёнок отвечает.

Спасибо, ты порадовал меня , ворону и воронёнка своими ответами. Ворона приготовила для тебя шкатулку с подарком. Открой её.

Ребёнок открывает шкатулку и видит там приз.