Автор: Мезох Асиет Махмудовна
Образовательное учреждение: МБДОУ 5 «КАЛИНКА»
Населенный пункт: п Энем, Республика Адыгея
Тема: Конспект образовательной деятельности по ФЭМП » В поисках сокровищ».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: обобщить математические представления детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
— закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой;
— закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
-развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
— развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листке бумаги;
-развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе;
-интерес к математическим занятиям;
-дружеские взаимоотношения.
Демонстрационный материал:
Мольберт, макет пещеры, камень, сундук, имитация озера, посылка, 2 письма, цветочная поляна с цветами, якорь, канат, мост (спорт-инвентарь).
Раздаточный материал:
Карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка)
Карточки для составления задач (на каждого ребенка)
Цветные карандаши (на каждого ребенка)
ИКТ: аудио- и видеоматериалы, картинки с изображением рыбок, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход занятия
Стулья стоят полукругом.
Под веселую музыку заходят дети.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте познакомимся. Меня зовут – Асиет Махмудовна. Я работаю воспитателем в детском саду «Калинка». В моей группе ребята очень любят играть. А вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: В круг широкий встанем дружно: (дети встают в круг)
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центр дружно соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдем!
— Ребята, все мы любим приключения, загадки и тайны. Предлагаю поиграть с вами в квест – игру: « В поисках сокровищ».
-Вчера по почте я получила посылку, а в ней письмо. Давайте его прочтем: «Меня зовут Джек, я пират Карибского моря. Мы плыли на остров в поисках сокровищ. Наш корабль потерпел кораблекрушение, я отбился от своей команды. Дальше путь мне предстоит пройти одному, я не могу найти свою команду, и хочу собрать новую. Помогите мне, пожалуйста».
— Ну что, ребята, поможем найти клад? (ответ детей) Вы хотите быть в команде Джека?
Дети: Да!
Воспитатель: Я буду капитаном пиратов (надевает шляпу капитана, завязывает платочек на шею), а вы, моими пиратами.
-Чтобы мы не потеряли друг друга, я надену на голову вам банданы, как у настоящих пиратов.
— Посмотрите, пираты, в письме была карта, на которой изображен путь к кладу (разворачивает карту). Путь будет непростым, нужно будет пройти много испытаний. Давайте договоримся: слушать внимательно, выполнять все задания до конца, иначе мы не получим подсказку и не сможем двигаться дальше. А что же это? (достает лепесток). Интересно, для чего он? Давайте возьмем его с собой, должно быть, он нам пригодиться. Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель: Начало пути – наш детский сад (показывает на карте). Стрелки на карте указывают направление к первому испытанию. Следите по стрелкам, что изображено дальше? (пещера). Давайте заглянем в пещеру – здесь конверт. Кажется, это наше первое испытание. Ребята, здесь карточки с задачами. Чтобы двигаться дальше – нам нужно их решить. И еще один лепесток, который мы тоже возьмем с собой.
-Присаживайтесь за столы, разложите на столах свои карточки, посмотрите на экран: «Что на нем изображено?»
Дети: рыбки!
Воспитатель: Сколько желтых рыбок изображено на экране? Посчитайте!
Дети: 7 рыбок.
Воспитатель: А теперь, посчитайте сколько синих.
Дети: 3синих рыбок.
Воспитатель: Я предлагаю составить задачу на сложение. Какие числа будут в задаче? Давайте составим условие задачи. Было 7 рыбок, к ним приплыли еще 3. Теперь сформулируем вопрос — сколько всего стало рыбок?
Дети: Стало 10 рыбок.
Воспитатель: А теперь, мы решаем задачу с помощью карточек за столами. У вас на столах лежат карандаши. Мы должны записать задачу схемой. В первой клетке мы записываем, сколько желтых рыбок было. Сколько их было? (7) Сколько кружочков мы рисуем в первой клетке? (7). Пропускаем одну клетку и в третьей клетке мы рисуем, сколько рыбок приплыло. Сколько рыбок приплыло? (3). Сколько кружочков мы рисуем в клетке? (3). Какой вопрос мы можем поставить? Сколько всего стало рыбок? Чтобы узнать, сколько стало, какой арифметический знак мы используем?
Дети: Плюс (+)
Воспитатель: Какой ответ задачи?
Дети: 10.
Воспитатель: Следующая задача. Внимание на экран. Сколько всего ракушек на экране?
Дети: 10.
Воспитатель: А сколько маленьких?
Дети: 7
Воспитатель: Какое условие задачи мы можем составить?
Дети: Было 10 ракушек, 3 большие ракушки забрали.
Воспитатель: Какой вопрос мы можем поставить?
Дети: Сколько маленьких ракушек осталось?
Воспитатель: Чтобы узнать, сколько осталось, какой арифметический знак мы используем?
Дети: Минус(-)
Воспитатель: А какой ответ у нас получился?
Дети: 7 ракушек
Воспитатель: Молодцы, вы умеете решать задачи. Мы справились с первым заданием. Куда нам двигаться дальше? Давайте посмотрим на карту. Что изображено? (большой камень). Давайте подойдем к нему и поищем подсказки (из-под камня достают конверт). Ребята, в конверте карточки с заданием и лепесток. Присаживайтесь за стол и поработаем с карточками (садятся, на экране карточка с геометрическими фигурами).
Ребята, что изображено на экране? (геометрические фигуры). Назовите мне геометрические фигуры в первом ряду. Ребята, остальные ряды заполнены не полностью. Наша с вами задача – дорисовать недостающие фигуры (выполняют задание). Все справились с заданием? Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли у вас все выполнено.
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились на « отлично». Движемся дальше, посмотрим на карту. Что это такое?
Дети: Якорь
Воспитатель: А до якоря нам нужно дойти по канату, сохраняя равновесие (идут по канату). Вот мы и добрались, а здесь еще один лепесток. Что же он может означать?( якорь на корабле бросают, когда команда отдыхает). Давайте и мы немного отдохнем и выполним разминку.
Морская физминутка
Волны плещут в океане (поочередно взмахи правой и левой рукой)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)
Мы по берегу гуляем ( шаг на месте)
Мореходов поджидаем (шагаем)
Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулачке (зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать (приседания)
Надо чаще приседать.
Воспитатель: Ну вот и немного отдохнули, ребята! Теперь вернемся к нашим испытаниям. Что изображено на карте?
Дети: Мост
Воспитатель: За следующей подсказкой мы должны отправиться к мосту (подходят к мосту). Какая неприятность!! А мост разрушен! Вы поможете мне починить его? Мост состоит из дощечек с числами от 1 до 10, но нескольких дощечек не хватает. Их нужно вставить на место, чтобы мост стал целым. Давайте поищем их. Ребята, чтобы поставить дощечки на свои места – нужно определить соседей того числа, которое написано на дощечке (дощечка с числом 5 – находят соседей, 4 и 6 ..ставят дощечку с этими числами на свои места и так далее). Какие вы молодцы, ребята, мост починили! И еще один лепесток нашли! Давайте перейдем на другой берег. Руки в стороны, следим за осанкой, подбородки повыше и красиво переходим через мост.
Ребята, посмотрите какое красивое озеро на этом берегу! Давайте присядем вокруг него и немного передохнем (включается спокойная музыка).
Релаксационная пауза « Тихое озеро»
Лягте на ковер, закройте глаза и послушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, воздух чист и прозрачен. Вы спокойны и счастливы. Вы отдыхаете. А теперь открываем глаза, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и мы движемся дальше. Ребята, волны принесли нам еще один лепесток, а на нем последнее задание.
Мы уже совсем приблизились к нашей цели! Осталось совсем немного. Чтобы нам добраться до клада, нужно выполнить последнее указание Джека- Воробья. Он нам подсказывает, в каком направлении двигаться и сколько шагов сделать до цели.
Сначала идем 8 шагов прямо, затем 5 шагов направо, после этого 6 шагов налево. Вот и прямая дорога, которая привела нас к цветочной поляне. А где же клад? Я вижу только цветы (дети ищут клад и находят сундук). Как же нам его открыть? (пробует открыть, не получается). Так вот для чего нам нужны были лепестки, здесь волшебный цветок, который поможет нам открыть сундук (приклеивают лепесточки и открывают сундук).
Ребята, здесь письмо для вас: «Дорогие пираты! Вот и подошло к концу ваше путешествие. Какие же задания вы выполнили, чтобы добраться до клада? Чему вы научились во время путешествия? Как вы думаете, что позволило вам преодолеть все препятствия? Я за вами наблюдал в подзорную трубу и видел, что вы со всем справились на «отлично». Поэтому, в этом сундуке для вас – подарок» (находят подарок под двойным дном).
Я тоже хочу сказать вам спасибо, вы были дружной командой и хочу подарить вам эти радужные цветы, чтобы ваше настроение было всегда радостным, позитивным, а вы были целеустремленными, как сегодня:
— самому внимательному;
-самому отзывчивому;
— самому ловкому;
— самому быстрому;
— самому веселому;
— самому дружелюбному;
— самому находчивому;
— самому трудолюбивому;
— самому сообразительному;
— самому активному.
Спасибо вам большое, ребята!!