Автор: Ганиева Лиана Ильясовна
Образовательное учреждение: МАДОУ д/с «Березка»
Населенный пункт: г. Когалым, Ханты-Мансийский АО
Тема: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Белочка» (лепка).
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: совершенствование технических умений и навыков работы с пластилином в процессе изобразительной деятельности
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить создавать изображение животного (белочки) по частям, передавая характерные особенности внешнего вида и движений;
Закреплять основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, примазывание, прищипывание, оттягивание;
Продолжать учить лепить мелкие детали, пользуясь стекой;
Уточнить некоторые представления детей об изменениях в лесу (тайге) весной;
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, внимание;
развивать творческие способности, воображение;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Методы и приемы:
Наглядные:
Показ презентации животные тайги;
Рассматривание белочки;
Схемы для лепки.
Словесные:
1. Художественное слово (загадка);
2. Показ; Объяснение;
3. Словесные указания;
4. Проблемная ситуация;
5. Рефлексия собственной деятельности.
Практические :
Продуктивная деятельность.
Игровые: Физминутка.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением лесных животных; рассказ М.Пришвина «Беличья память», чтение басни Л.Толстого «Волк и белка». Чтение рассказов и стихов о белке, рассматривание книг и альбомов о белке, рассказы детей о белке. Беседа «Кто живет в лесу». Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края», просмотр презентаций «Мой край, моя Югра», Загадки о животных тайги, считалки о белочке. Словесные игры: «Какая белка?», «Назови ласково».
Словарная работа: прищипывание, примазывание, скатывание, раскатывание, тайга.
Оборудование: ИКТ, телевизор, игрушка белка, схема лепки белки, ноутбук (слайды). Магнитофон (звуки природы), магнитная доска.
Раздаточный материал: доски для пластилина, пластилин, стеки, салфетки на каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка во время лепки.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
(Дети встают полукругом лицом к гостям)
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся. (Присаживаются на ковер)
В — Ребята, а вы любите путешествовать?
Д — Да.
В — Тогда, приглашаю вас в путешествие в весенний лес. Как называется наш лес в Югре?
Д — Тайга.
В — Давайте скажем волшебные слова:
1, 2, 3.
Вокруг себя повернись
И в лесу – тайге очутись ( на экране появляется картина леса). Слышатся звуки леса.
(Присаживаются на ковер)
В — Присмотритесь, прислушайтесь. Что вы слышите?
Д — Шум ветра, скрип стволов и веток, звуки птиц….
В — Что вы видите? ( Слайд 1, 2, 3)
Д — Пришла весна. Ярко светит солнце. В лесу тает снег. Просыпаются от спячки животные. Щебечут птицы.
В — Ребята, но я не увидела в лесу самых любимых мною животных (слайд с пустой еловой веточкой) . Угадайте, кто это?
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач
Д — Белки.
В — Непорядок – заигрались, запрыгались белочки и потерялись. Нужно их как можно быстрее вернуть в тайгу. Что бы вы сделали?
Д — нарисовали, купили, сделали, слепили…
Д — Здорово. Хорошая идея, Амина, вылепить белочек. Согласны? Тогда давайте вспомним, как выглядит белочка.
Педагог показывает крупную игрушку и рассматривает с детьми.
2.Основная часть.
В — Ребята, какого цвета белочка? Давайте посмотрим, из каких частей она состоит и какой они формы?
Д — Овальное туловище, круглая голова с вытянутой мордочкой, лапы и хвост.
В — Посмотрите, шея у белочки совсем короткая, а на голове что у нее?
Д — глаза, нос, усы, ушки с кисточками
В — А какая часть тела у белки самая большая?
Д — Туловище.
В — Посмотрите, как прижат к туловищу, к спинке хвостик белочки, а кончик хвостика красиво изгибается. Что еще есть у белочки?
Д — Лапки
В — Сколько лапок?
Д — четыре.
В — Обратите внимание, у белочки есть передние лапки, и задние лапки. Они друг от друга отличаются. Чем?
Д — передние короткие, ими она держит орешки, а задние длинные, на них прыгает.
В — Что делает белочка?
Д — Она сидит, подняв хвостик.
В- Ребята, вы иногда напоминаете мне белочку – такие же резвушки, поскакушки, никогда не сидите на месте. Давайте ее изобразим.
Физминутка
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
В — Молодцы! Ребята, возвращаемся в группу, и проходим к столам.
В — Посмотрите, какая белочка получилась у меня. Какого цвета пластилин я использовала?
Д — Оранжевый.
В — Чтобы такая же белочка получилась и у вас, нужно сесть прямо, ровно, спинка прямая, слушать нужно внимательно. Белочку будем лепить по частям, так же, как мы с вами лепили лисичку, давайте вспомним: нужно разделить брусок пластилина на 3 равные части (выставляет карточку №1).
В — Первая часть будет туловищем, для этого нужно скатать овал. (выставляет карточку №2).
В — Вторую часть нужно разделить еще на 2 части. (выставляет карточку №3).
В — Одна часть – голова, вторая – для лапок.
В — Напомните, как лепим голову? (скатываем шарик) (показывает круговыми движениями )
В — Посмотрите, вот такая заготовка у вас получится (показывает заготовку белочки). Голова будет в виде шара, слегка прищипываем ушки и вытягиваем мордочку (показ действий). Формируем шею — сглаживаем место присоединения туловища и головы.
В – Половина второй части нам понадобится для лапок – разделим ее еще на 4 части. И раскатаем уже 4 колбаски – 2 короткие и две подлиньше.
Из третей части лепим хвост. Как вылепить его?
Д — нужно раскатать колбаску.
В — Посмотрите. Хвостик у белки не как у кошки – он тоненький с одной стороны, и пушистый, толстый с другой стороны. Посмотрите, как сделать такой хвостик. Когда вы раскатываете колбаску, нужно с одной стороны раскатывать сильнее, делать сильнее нажим указательным пальцем и получится колбаска, похожая на морковку (показывает действия и полученный хвостик, выставляет карточку №4).
Итак, когда все части у нас готовы, что будем делать?
Д — Теперь нужно скрепить детали между собой.
В — Какой используем прием?
Д — Для этого используем прием примазывания.
В — Да, чтобы тело белочки казалось цельным
В — Правильно, а теперь можно начинать лепить. Эти схемы вам напомнят, как это делать.
(Самостоятельная работа детей, воспитатель помогает индивидуально, по необходимости).
В — Возьмем немного черного пластилина для носа, глаз и кисточек на ушах. Стекой подрисуем коготки. Наша белочка готова!
3. Заключительная часть.
Дети выставляют свои работы на лесенку и садятся на ковер.
В- Ребята, какие замечательные белочки у вас получились! Чем то они похожи, а чем то отличаются. Чья белочка вам нравится больше? Почему? Что показалось Вам трудным? Какие приемы мы с вами использовали?
Д- скатывание, раскатывание, примазывание.
В — Посмотрите на экран.
В- Сегодня вы все старались и были очень внимательны, поэтому у всех получились красивые белочки. Молодцы!