Конспект НОД «Что мы знаем о воде».

Автор: Набиуллина Эльвира Гаязтдиновна

Образовательное учреждение: МАДОУ Д/с № 32

Населенный пункт: г. Нефтекамск, Республика Башкортостан

Тема: Конспект НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о воде».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Программное содержание:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Способствовать накоплению опыта у детей конкретных представлений о свойствах воды; подвести к пониманию того что вода может изменять цвет, иметь запах.
Обогащать память детей, активизировать их мыслительные процессы, поощрять выдвижение детьми гипотез.
Развивать устойчивый познавательный интерес к объектам экспериментирования; навыки исследовательской деятельности.
Формировать предпосылки экологического сознания.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода».
Беседы на тему: «Кто живёт в воде?», «Где можно встретить воду?», «Берегите воду».
Чтение рассказов, сказок, энциклопедий о воде.
Эксперименты с водой, льдом, снегом.
Организация выставки рисунков детей на тему: «Как человек использует воду?».
Организация выставки рисунков родителей на тему: «Берегите воду».
Организация консультации для родителей «Вода и её превращения».
Материалы и оборудование:

Схема «Круговорот воды в природе», карта мира, карта РБ, инвентарь для опытов: сосуды с водой, мелкие игрушки, фартуки, краски и кисти, баночки с водой; электрический чайник, стекло, магнитофон, минеральная вода, эмблема «Не оставляйте кран открытым», игрушка Капелька, дневники наблюдений, ручки, цветные карандаши, ароматическое масло.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку, когда отгадаете, услышите звуки отгадки:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать

На землю падает опять

Что это?

Дети: Вода, дождь. (Звучит аудиозапись звука воды)

В: Мы с вами продолжаем говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их.

Д: Моря, океаны, реки, ручьи, озера, пруды, болота, родники.

В: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах и реках?

Д: В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах вода пресная после очистки ее используют для питья.

В: Каким цветом обозначена вода на карте? Откуда вода попадает в наши квартиры?

Д: С водоочистной станции.

В: А откуда она попадает на водоочистительную станцию?

Д: Из реки Кама (показывают по карте реку Каму)

В: Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда в реках вода не кончается? Как река пополняет свои запасы?

В: Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике. Наблюдаем за кипящим чайником на безопасном расстоянии.

В: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике, ведь мы же налили воду?

Д: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Беру чистое и сухое стекло. Подношу к струе пара холодное стекло. Подержав немного над паром, выключаю чайник)

В: Посмотрите, что произошло со стеклом? Откуда появились капельки воды на стекле?

Д: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

В: Вот так происходит и в природе. (Показываю схему «Круговорот воды в природе») Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике, вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются все вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

А кто сможет рассказать, как образуются снежинки?

Д: Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.

В: Дождь и растаявший снег стекают в ручейки и реки, которые несут свои воды в озера, моря, океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе. Благодаря круговороту воды, в реке не кончается вода.

Физкультминутка. Подвижная игра «Капельки, ручейки, озера».

В: А хотите сегодня стать учеными исследователями?

Д: Да.

В: Хорошо, тогда подойдите за столы. Подумайте и назовите , какие свойства воды вам знакомы ?

Д: Прозрачная, не имеет запаха, без вкуса, жидкая.

В: Совершенно верно. А как вы думаете, вода может изменить цвет и быть не прозрачной? Как нам это узнать?

Д: Спросить взрослых, провести опыт, проверить, прочитать в энциклопедии, посмотреть в компьютере.

В: Проверим? 1 , 2 , 3 , 4 , 5 будем в прятки мы играть. Возьмите игрушку и спрячьте ее в воде. Спряталась игрушка? Мы видим ее? А как же нам спрятать игрушку? Какой должна быть у вас вода?

Д: Не прозрачной.

В: У вас на столах краски, добавьте ее в стаканчик с водой. Что вы заметили? Спряталась игрушка? Какой стала вода?

Д: Непрозрачной.

В: Поменяйтесь стаканчиками. Посмотрите и подумайте, почему у кого-то в стаканчике игрушки совсем не видно, у кого-то можем разглядеть?

Чем темнее вода, тем меньше видно игрушку. Ну, что вода может изменять цвет, быть не прозрачной? Мы с вами это проверили? Тогда зарисуйте в дневнике наблюдений наш опыт.

Дети зарисовывают опыт в дневники.

В: Проведём следующий опыт: возьмите два стакана с водой, в один положите обычный речной песок, а в другой – сахарный, размешайте. Что заметили?

В: Делаем вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

В: Где вы встречали цветную воду?

Д: Чай, пепси, газированная вода, морс.

В: Когда вы называли свойства воды, вы сказали, что вода не пахнет – без запаха. И это верно. А к нам сегодня пришла Капелька. Она приготовила для вас сосуды с водой, подойдите и понюхайте. Что вы можете сказать?

Д: Вода пахнет.

В: Пахнет? Почему, как вы думаете?

Д: В неё что-то добавили.

В: Совершенно верно. Вода будет пахнуть, если в нее добавить вещество, которое пахнет. А вот чистая вода не имеет запаха. Юные исследователи, Капелька спрашивает: «Как вы думаете, можно ли оставлять кран открытым? Почему?»

В: Правильно, могут кончиться запасы очищенной воды и не случайно ваши родители рисовали рисунки о том, как надо беречь воду. Давайте у нас в умывальной комнате повесим памятку «Не оставляйте кран открытым».

В: Что вам понравилось больше всего на занятии?

И в конце занятия я хочу угостить вас необычной водой – минеральной водой.