Автор: Руколеева Юлия Александровна
Образовательное учреждение: МБДОУ № 4 «Семицветик»
Населенный пункт: г. Отрадное, Ленинградская область
Тема: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе для детей с ТНР. «Музыкальный инструмент — Балалайка».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: расширять представления детей о музыкальных инструментах через средства изобразительной деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением и звучанием.
— Закреплять умение рисовать эскиз балалайки по показу воспитателя.
— Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом).
— Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
— Способствовать развитию познавательных и творческих способностей.
— Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли;
Коррекционно-развивающие задачи:
— Способствовать развитию познавательных и творческих способностей.
— Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость.
— Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, чувство формы, цвета, пропорций.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.
— Воспитывать любовь к музыке и бережное отношение к музыкальным инструментам.
— Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме «Музыкальные инструменты».
Оборудование:
— ноутбук;
— презентация «Виды музыкальных инструментов»;
— Картинка русский народный инструмент- БАЛАЛАЙКА
Раздаточный материал:
— Альбомный лист (на каждого ребёнка)
-Простой карандаш, ластик.
-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.
-Кисть №3,7.
Методы и приемы:
— Словесный (стихи, беседа).
— Наглядный (презентация, музыкальные инструменты).
— Практический
-Исследовательский.
Предварительная работа: беседа об инструментах, их видах и назначении.
Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по музыке.
Ход НОД.
I Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
II Основнаячасть.
В: Подскажите, пожалуйста, о чем мы говорим на этой неделе? (ответы детей-садовые, плотницкие, музыкальные).
Сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. А почему музыкальные инструменты так называют? (Ответы детей: потому что они звучат).
Музыкальные инструменты бывают: струнные, а какие вы знаете струнные музыкальные инструменты. (Ответы детей: гитара, скрипка.)
2слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов)
В: также есть духовые инструменты. Духовые происходят от слова «дуть».
В какие инструменты нужно дуть, чтобы они зазвучали? ( ответы детей: флейта, дудочка, труба)
3слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).
В: А какие вы знаете ударные музыкальные инструменты? ( ответы детей: барабан, бубен).
4слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).
В: а еще есть клавишные музыкальные инструменты. А какие вы знаете клавишные музыкальные инструменты? (ответы детей-фортепьяно, синтезатор, аккордеон).
5слайд (воспитатель с детьми проговаривают названия инструментов).
Закройте глаза и прислушайтесь. Слайд №6.
— Раздаются звуки балалайки. Что вы услышали? Какой инструмент зазвучал?
Дети: (ответы детей)
(Выслушав ответы детей, педагог подтверждает, что это-балалайка!)
Затем педагог предлагает отгадать загадку.
Ох, звенит она, звенит. Всех играя веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны!
Кто такая, отгадай-ка. Это наша ….
Дети: БАЛАЛАЙКА!
Слайд №7 Балалайка
Воспитатель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка!
Воспитатель: Давайте его рассмотрим. Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
Дети: (из дерева).
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети:(на треугольник).
Воспитатель: Значит корпус какой?
Дети: Треугольный.
У современной балалайки треугольный деревянный корпус, на корпусе имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?
Дети: (3)
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны струны?
Дети: Когда ударяешь по струнам, появляется звук.
Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Воспитатель: Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка.
Воспитатель: Ребята, балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Секреты игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка:
«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с простым карандашом и кистью.
Пальчиковая гимнастика
Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)
Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).
Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).
Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).
Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).
Дети с воспитателем рисуют эскиз балалайки простым карандашом.
(После того, как дети нарисовали эскиз балалайки, приступают к раскрашиванию. Дети рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).
III Рефлексия.
По окончании работы дети с воспитателем рассматривают получившиеся работы.
Воспитатель: вот какие замечательные балалайки у нас получились.
Ребята, а теперь вставайте в круг, и скажите мне, чем мы сегодня занимались? О каком музыкальном инструменте мы сегодня говорили? Какой это инструмент? Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, отвечали. Молодцы! Всем спасибо!