Автор: Тамахина Елена Николаевна
Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»
Населенный пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край
Тема: Конспект НОД по развитию речи «Транспорт» в старшей логопедической группе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цели: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, подбор родственных слов, развитие тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, употребление в речи антонимов, наречий.
Дети, стоят на ковре в кругу.
Послушайте загадки.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)
Очень длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи
Громко в облаках ревет,
Пассажиров он везёт. (самолёт)
Молодцы, все загадки отгадали, а как одним словом можно назвать автобус, электричку и самолет? (транспорт)
Давайте полетим с вами на самолётах.
Координация речи с движениями «Самолеты».
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям) .
Да и снова полетели (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .
Мы летаем высоко, (потянулись вверх)
Мы летаем низко, (присели)
Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)
Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи) .
Молодцы, а сейчас отгадайте из какой сказки и кто автор этих слов?
«Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед». (Тараканище, Чуковский)
— Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).
— «А за ним комарики
На воздушном шарике»
— Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».
— «Волки на кобыле»
Поцокать на выдохе с подскоками.
— «Львы в автомобиле»
Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.
-Шину в автомобиле прокололи
Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
— Давайте насосом накачаем колесо, сначала медленно, тихо, потом сильнее, громче с-с-с-с-с.
Молодцы, автомобиль отремонтировали, можно двигаться дальше. Проходите за столы. (на столах зеркала)
Давайте разомнем наши язычки, губы, щеки, чтобы хорошо говорить. Возьмите зеркала, проведём артикуляционную гимнастику.
5 упражнений («Окошко», «Чистим зубки», «Часики», «Орешки»)
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слова нужно повторить
И на части разделить.
В каком слове больше слогов. Прохлопываем. АВ-ТО-БУС, ПО-ЕЗД, Э-ЛЕК-ТРИЧ-КА, КА-ТЕР, РА-КЕ-ТА, ЭК-СКА-ВА-ТОР.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики сгибать
(показывают ладошки с широко расставленными
пальцами)
Будем транспорт собирать:
(сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Автомобиль и вертолет
Трамвай, метро и самолет
Пять пальцев мы в кулак зажали
(поднимают сжатые кулаки вверх)
Пять видов транспорта назвали
(разжимают ладошки обеих рук)
На доске выставлены картинки автомобиля, вертолёта, трамвая, метро и самолёта.
Ребята, что находится справа от вертолёта, слева от самолёта, сверху трамвая, снизу метро?
Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
Что здесь лишнее и почему?
Автобус, грузовик, самолет, машина.
Лодка, пароход, ледоход, автобус.
Катер, самолет, дирижабль, вертолет.
Физ. минутка.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники считают капли
Вправо, влево, чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шофёры – хоть куда!
Ребята, давайте соберем семейку слов к слову машина.
-Как можно назвать маленькую машину?(машинка)
А очень большую машину? (Машинища).
А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист)
А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло)
(пальчиковая гимнастика)
Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)
Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)
Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)
На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)
А теперь, вы будете говорить наоборот:
Машина из гаража выезжает, а в гараж…. (въезжает)
Машина на мост заезжает, а с моста…. (съезжает)
Грузовик к дому подъезжает, а потом….(отъезжает)
Грузовик укатил, а потом ….(прикатил)
Самолёт улетел, а потом (прилетел)
Самолёт взлетел, а потом (приземлился)
А как вы думаете, если:
Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)
Посчитай
один самолет, два …, три…, четыре …, пять …
одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…
одна машина, две…, три…, четыре…, пять…
Закончи предложение:
Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это…
Шофер – это…
Летчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
Капитан – это
Молодец – это… Вы сегодня все были молодцами, хорошо выговаривали все звуки, старались, были внимательными. Занятие окончено.