Конспект НОД по развитию речи «Транспорт».

Автор: Тамахина Елена Николаевна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»

Населенный пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край

Тема: Конспект НОД по развитию речи «Транспорт» в старшей логопедической группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели: обобщить и систематизировать представление о транспорте, активизировать словарь по данной теме, подбор родственных слов, развитие тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, употребление в речи антонимов, наречий.

Дети, стоят на ковре в кругу.

Послушайте загадки.

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином… (Автобус)

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)

Очень длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи

Громко в облаках ревет,

Пассажиров он везёт. (самолёт)

Молодцы, все загадки отгадали, а как одним словом можно назвать автобус, электричку и самолет? (транспорт)

Давайте полетим с вами на самолётах.

Координация речи с движениями «Самолеты».

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям) .

Да и снова полетели (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны) .

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи) .

Молодцы, а сейчас отгадайте из какой сказки и кто автор этих слов?

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед». (Тараканище, Чуковский)

— Они долго ехали, устали и остановились. Звери тяжело дышат. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести: «Фу-у-у-у» (повторить 3 раза).

— «А за ним комарики

На воздушном шарике»

— Комарикам понравилось летать на шарике, они запели свою веселую песенку. Сделать вдох, на выдохе произнести: «З-з-з» с постепенным увеличением силы голоса, одновременно имитируя движения «крыльев комариков».

— «Волки на кобыле»

Поцокать на выдохе с подскоками.

— «Львы в автомобиле»

Упражнение «Мотор». Произнести на выдохе «тр-р-р», одновременно двигая кистями рук перед грудью, изображая работу мотора.

-Шину в автомобиле прокололи

Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

— Давайте насосом накачаем колесо, сначала медленно, тихо, потом сильнее, громче с-с-с-с-с.

Молодцы, автомобиль отремонтировали, можно двигаться дальше. Проходите за столы. (на столах зеркала)

Давайте разомнем наши язычки, губы, щеки, чтобы хорошо говорить. Возьмите зеркала, проведём артикуляционную гимнастику.

5 упражнений («Окошко», «Чистим зубки», «Часики», «Орешки»)

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слова нужно повторить

И на части разделить.

В каком слове больше слогов. Прохлопываем. АВ-ТО-БУС, ПО-ЕЗД, Э-ЛЕК-ТРИЧ-КА, КА-ТЕР, РА-КЕ-ТА, ЭК-СКА-ВА-ТОР.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики сгибать

(показывают ладошки с широко расставленными

пальцами)

Будем транспорт собирать:

(сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Автомобиль и вертолет

Трамвай, метро и самолет

Пять пальцев мы в кулак зажали

(поднимают сжатые кулаки вверх)

Пять видов транспорта назвали

(разжимают ладошки обеих рук)

На доске выставлены картинки автомобиля, вертолёта, трамвая, метро и самолёта.

Ребята, что находится справа от вертолёта, слева от самолёта, сверху трамвая, снизу метро?

Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»

Что здесь лишнее и почему?

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, автобус.

Катер, самолет, дирижабль, вертолет.

Физ. минутка.

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем.

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники считают капли

Вправо, влево, чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шофёры – хоть куда!

Ребята, давайте соберем семейку слов к слову машина.

-Как можно назвать маленькую машину?(машинка)

А очень большую машину? (Машинища).

А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист)

А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло)

(пальчиковая гимнастика)

Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)

Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)

Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)

На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)

По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)

А теперь, вы будете говорить наоборот:

Машина из гаража выезжает, а в гараж…. (въезжает)

Машина на мост заезжает, а с моста…. (съезжает)

Грузовик к дому подъезжает, а потом….(отъезжает)

Грузовик укатил, а потом ….(прикатил)

Самолёт улетел, а потом (прилетел)

Самолёт взлетел, а потом (приземлился)

А как вы думаете, если:

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)

Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)

Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)

Самолет мощный, а ракета…(мощнее)

Самолет большой, а ракета …(больше)

Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).

Самолет просторный, а ракета …(просторнее)

Самолет длинный, а ракета …(длиннее)

Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Посчитай

один самолет, два …, три…, четыре …, пять …

одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…

одна машина, две…, три…, четыре…, пять…

Закончи предложение:

Машинист – это тот, кто …

Регулировщик – это…

Шофер – это…

Летчик – это…

Пешеход – это…

Пассажир – это…

Кондуктор – это…

Капитан – это

Молодец – это… Вы сегодня все были молодцами, хорошо выговаривали все звуки, старались, были внимательными. Занятие окончено.