Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Автор: Турганова Лидия Александровна

Образовательное учреждение: Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»

Населенный пункт: г. Барнаул, Алтайский край

Тема: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 12.04.2019

Цели:

— обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

— способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

— закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

— развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

— развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

— развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

— развивать общую моторику.

— воспитывать нравственные качества;

— формировать положительную установку детей на участие в занятии,

навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом).

Вводная часть.

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

— Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

— Остался, какой дом? (панельный). Из каких частей он состоит?

— Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы.

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

— Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

— Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

— Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов.

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей.

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия.

— Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

— Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)