Автор: Болдина Елена Сергеевна
Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №35 Ёлочка
Населенный пункт: г. Электрогорск, Московская область
Тема: Конспект НОД «Путешествие по сказкам» по формированию элементарных математических представлений.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель.
формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства), их количестве (много, мало, ни одного).
Задачи.
Образовательные:
учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; отличать фигуры путем наложения их друг на друга;
отвечать на вопрос «сколько?», закреплять понятия «один», «много», «ни одного»;
учить сравнивать два предмета по длине, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче».
Развивающие:
совершенствовать связную речь;
развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции; пространственную ориентировку;
Воспитательные:
воспитывать доброту, отзывчивость
Предварительная работа: чтение сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Дидактические игры на развитие математических способностей; разрезные картинки и пазлы по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя»; подвижные и малоподвижные игры.
Материалы и оборудование:
— демонстрационный:
мультимедиа аппаратура;
— раздаточный:
конверты с геометрическими фигурами.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
— У нас с вами необычный день. Вы любите сказки? Мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!»
(Звучит музыка «В гостях у сказки».)
Воспитатель: Вот мы и пришли в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка … (теремок)
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, герои сказки «Теремок» нас встречают.
(На столе стоят куклы из настольного театра «Теремок».)
— Ребята, вспомните, какие звери поселились в теремке?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (Много.)
— А сколько там было лягушек? мышек? лисичек? (Одна.)
— А сколько у нас в группе ребят? (Много.)
— Молодцы!
— А давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке?
Дети: сломал домик.
— А почему так случилось, что медведь сломал дом.
Дети: потому что дом был маленький, а медведь большой.
— Ребята, звери нас просят, чтобы мы им построили новый домик. Поможем им?
Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».
— Дом мы будем строить из чего?
Дети: из кубиков.
— Какую геометрическую форму напоминает нам кубик?
Дети: квадрат.
— Ребята, возьмите в правую и левую руку по одному кубику и все вместе постройте большой дом.
— Молодцы, звери благодарят вас за новый дом. Теперь они зимой не замерзнут. Давайте попрощаемся со сказкой «Теремок» и поспешим в новую сказку.
Физкультминутка.
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок другой.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось?
(Воспитатель подносит к уху колобка).
Воспитатель: Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу, потерял баночку с мыльными пузырями и теперь он не может надувать пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой пузырь.
(Проводится игра «Раздувайся пузырь).
Воспитатель: Надувался-надувался пузырь и лопнул, частички его разлетелись в разные стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь. Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей. Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.
(Дети собирают круги из 4-х частей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас пузыри одного цвета или разного?
Ответы детей.
Спросить у каждого ребенка какого цвета у него получился пузырь.
Воспитатель: Кто мне подскажет, на какую геометрическую форму похож пузырь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, сколько у нас получилось кругов?
Ответы детей.
Воспитатель: Колобок обрадовался, он благодарит вас за подарки. А нам пора с Колобком прощаться и в следующую сказку отправляться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету. Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы узнали, что эта дорожка короче, а эта длиннее.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Поспешим по короткой дорожке в следующую сказку.
— Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку.
Возле леса, на опушке,
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кровати, 3 подушки.
Отгадайте, без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: ТРИ МЕДВЕДЯ.
(На разных стульях сидят три медведя.)
Воспитатель: А теперь вспомним, как звали медведей (ответы детей).
— Кто из них самый большой? (Михайло Иванович)
— Кто самый маленький? (Мишутка)
— На каком стуле сидит Михайло Иванович? (на большом)
— На каком стуле сидит Настасья Петровна? (на стуле поменьше)
— На каком стуле сидит Мишутка? (на маленьком)
— Что медведи любят кушать?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинцы – медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите по одной печенке и угостите Мишек.
— Сережа, сколько ты взял?
-Лиза, а у тебя сколько?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы помните, сколько у меня было печенья в корзинке?
Ответы детей.
Воспитатель: Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?
Ответы детей.
Воспитатель: Мишки вас благодарят за угощенье, говорят спасибо.
— Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с мишками, скажем им до свидания. Группа, группа, отзовись, нам ребятам покажись!
(Звучит музыка.)
Воспитатель: Вот мы и снова в группе.
Итог
— В каких сказках мы побывали?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
— Какие добрые дела мы сделали?
Дети: построили дом для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.
— Из чего мы построили дом для зверей?
Дети: из кубиков.
— На какую геометрическую форму похож кубик.
Дети: на квадрат.
— Что подарили Колобку?
Дети: мыльные пузыри.
— На какую геометрическую форму похож пузырь?
Дети: на круг.
— Чем угощали медведей?
Дети: печеньем.
— Печенье было одинаковой формы или разной?
Дети:разной: квадратное и круглое.
— Понравилось вам путешествие?
Дети: да.
— Вы мне понравились на занятии, были внимательные, активные, молодцы!А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем гулять.