Конспект НОД «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Автор: Сакова Любовь Вячеславовна

Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №34

Населенный пункт: п. Селекция, Нижегородская область

Тема: Конспект НОД «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Программные задачи:

— познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

— учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

— развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

— воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Ход:

Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо — блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

Была и еще одна история в селе Хохлома:

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: — Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

— Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

— Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

— Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

— Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

— Главный элемент росписи – травка.

— Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

— В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

— «Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

— «Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

— «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

— «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

— Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

— Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

— Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

— А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).

— Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

Итог занятия

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.