Автор: Сакова Любовь Вячеславовна
Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №34
Населенный пункт: п. Селекция, Нижегородская область
Тема: Конспект НОД «Рисование по мотивам хохломской росписи».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Программные задачи:
— познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.
— учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.
— развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.
— воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.
Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.
Ход:
Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.
Декоративное – украшенное, красивое.
Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо — блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда? Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.
Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.
Послушайте легенду о хохломской росписи.
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».
Была и еще одна история в селе Хохлома:
«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: — Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.
— Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?
— Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.
— Какие основные цвета в росписи?
(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)
— Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)
— Главный элемент росписи – травка.
— Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)
— В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».
— «Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.
— «Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.
— «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.
— «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.
— Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.
— Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.
— Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).
— А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.
Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.
Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).
— Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.
Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.
Итог занятия
Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.