Автор: Очур-оол Анна Даниловна
Образовательное учреждение: МКДОУ детский сад присмотра и оздоровления «Чечек»
Населенный пункт: с. Шуй, Республика Тыва (Тува)
Тема: Конспект НОД развитие речи «Знакомство со звуком и буквой [C]».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.
Задачи:
Образовательные:
— Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.
-Учить различать и правильно произносить звук [с,] изолированно, в cловах, предложениях;
-учить детей давать артикуляционную характеристику звука {c}
Развивающие:
— развивать навыки звукового анализа и синтеза.
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать мелкую и общую моторику;
-формировать навыки связного высказывания;
-развивать внимание, зрительную память, ассоциативное мышление.
-развивать у детей логическое мышление, внимание, память
-развивать слуховую память
-расширять словарный запас по теме звук {c}
-формировать положительный эмоциональный настрой
Воспитательные:
— воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность,
доброжелательность.
-воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
-воспитывать умение работать в коллективе, сопереживать и оказывать помощь окружающим
Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».
Развивающая среда: Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика», бусы, семена арбуза, зеркало с песком, разные игрушки, большой алфавит, зеркало.
ХОД НОД
Воспитатель входит в группу с игрушкой Буратино в руках
Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
1.Повторение пройденного
Первое задание: «Разделить звуки на гласные и согласные».
Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.
Затруднения в ситуации.
Второе задание «Найди лишнее слово».
Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? — Подумайте, что общего между этими словами?
Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.
Воспитатель: Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?
— Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).
— А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)
3. Открытие нового знания.
Воспитатель: А как же нам узнать, как выглядит эта буква?
− Может кто-то из вас уже знает букву С?
− Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
− Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?
− Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет — С, поэтому рядом нарисована буква С.)
Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.
− Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится
Ясным полумесяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Игровое упражнение «Составь букву».
− Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: пластилин, проволока, бусы, семена арбуза, доска для лепки с пластилином, счетные палочки, шерстяная нить.
Музыкальная физкультурная минутка.
Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.
Проводится Д/и «Звуковая мозаика»
Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».
Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях. И схемы слов
— Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.
Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.
Четвертое задание «Расшифруй слово»
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. — Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)
— Прочитать? А где здесь буквы?
— Кто сможет прочитать?
При затруднении педагог помогает.
— Называйте. Что нарисовано на первой картинке?
— Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.
— Смогли мы расшифровать слово?
— Какое слово у нас получилось? (Санки)
— Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.)
— Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.)
Дети за столами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.
Воспитатель: вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.
5.Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.
Вопросы:
1.Скакой буквой мы сегодня познакомились?
2.Какие звуки она обозначает?
3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?
4. Какие это звуки гласные или согласные?
5. Какими фишками мы их будем обозначать?