Автор: Матвиенко Любовь Викторовна
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 32 Детский сад «Медвежонок»
Населенный пункт: г. Улан — Удэ, Республика Бурятия
Тема: Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие по островам».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Программные задачи:
1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
2. Закрепить использование усвоенных понятий — “большой”, “поменьше”, “ещё меньше”, “маленький”, “самый маленький”.
3. Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
4. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому – либо основному, существенному признаку.
5. Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
Материалы и оборудование:
Конверт с письмом, карта, мяч, пять ключей разного цвета и размера, 4 обруча, предметные карточки, магнитная доска, картина “сказочного дворика”, презентация к игре « Найди лишний предмет», карточки с изображением животных на магнитах, сундук, шоколадные монеты.
Вводная часть. Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.
Давайте порадуемся солнцу и птицам (руки вверх),
А так же порадуемся улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу).
И всем, кто живёт на этой планете (развести руки в стороны)
«Доброе утро!» — скажем мы вместе.
— Посмотрите, что случилось с нашей группой? Она превратилась в волшебные острова. (Открываем конверт, находим в нём карту, рассматриваем.)
— Посмотрите, здесь ещё что-то есть (достаю из конверта письмо).
Воспитатель читает письмо. Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад.
Основная часть. (Обращаемся к карте)
— Итак, первый остров — остров “Наоборот”.
— А на чём же мы поплывём? (На корабле). Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном, а вы моряками.
— Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка)
Игра “Наоборот”
— На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот” (с мячом):
Низкий — высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный, гладкий – пушистый, длинный – короткий, тонкий – толстый, светлый – тёмный.
— Молодцы, справились с заданием!
— Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, зелёный). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с кораблём — дети руками имитируют плавающие движения.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
Ход игры. Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы. Каждому играющему раздаются предметные картинки с символическим изображением предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель меняет фигуры в домиках.
Педагог: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, синий). А теперь отправляемся на следующий остров.
— Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите глаза вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (следить глазами). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте палец перед собой). Она то приближается, то удаляется от нас.
Приплыли, где-то должен быть следующий остров. Посмотрим в свои бинокли?
Физминутка «Мое настроение»
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день,
Что-нибудь случается.
То я злюсь, (Дети ставят руки на пояс, произносят слова нахмурившись).
То я улыбаюсь, (улыбаются).
То грущу (опускают плечи и голову вниз, делают грустное выражение лица).
То удивляюсь (разводят руки в стороны, делают удивленное выражение лица).
То, бывает, испугаюсь, (ставят ноги вместе, немного приседают, обхватывают себя руками и приподнимают плечи, делают испуганное выражение лица).
То, бывает посижу, помечтаю, помолчу (садятся, приподнимают голову, делают мечтательное выражение лица. Кладут руки под щеку, тихо сидят в этой позе некоторое время).
Педагог: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (третий, красный).
Ну, а теперь в путь на следующий остров!
Игра «Найди лишний предмет»
Каждый набор из 4-5 картинок отражает принадлежность к какой – либо группе предметов, но одна из них другого содержания.
— Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (четвёртый, жёлтый).
— Нас ждёт последний остров – Пятый остров “Сказочного дворика”.
Перемещаемся на последний остров. На магнитной доске висит картина “Сказочного дворика”.
Педагог: Вот мы и на острове “Сказочного дворика”. Наше задание – разместить животных, чтобы им было веселее играть.
— Посмотрите, у вас на столе лежат те самые предметы, которые вы будете размещать.
— Посади медведя на качели справа от домика, а зайца на качели слева от домика.
— Посади белку на скамейку перед домиком, ежа на скамейку за домиком.
— Помести розовые ракушки внутри фонтана, а ракушки желтые – снаружи.
— Еще один ключ-помощник (пятый, фиолетовый).
— Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?
Чтобы сундук открылся нужно разложить ключи в порядке убывания, от самого большого до самого маленького.
Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается: “Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад”.
В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Дети с воспитателем садятся на корабль.
— Вот мы и вернулись домой. Вам понравилось путешествовать? С какими заданиями вы сегодня столкнулись? Что нового узнали?
— Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.