Автор: Мушарапова Алина Викторовна
Образовательное учреждение: Детский сад № 1387
Населенный пункт: г. Москва
Тема: Конспект открытого занятия по образовательному маршруту «Лепка».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: Сформировать умение передавать в лепке выразительность образов животных.
Задачи:
— Продолжать формировать технические умения и навыки работы с пластилином (сглаживание поверхностей, делать фигуры животных устойчивыми);
— Развивать умение делить пластилин на необходимое количество частей, определять их размер и форму, работать по схеме;
— Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки (оттягивание, расплющивание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа слона;
— Закреплять умение пользоваться стекой, отрезать кусок пластилина нужного размера и формы;
— Воспитывать любовь к живой природе.
Материалы: презентация Power Point; иллюстрация слона; образец слона, вылепленный из пластилина; пластилин серого цвета (1 брусок), черного и белого цвета (по маленькому кусочку); доски для лепки и стеки (по количеству детей); круги из желтого картона, в качестве подставок для готовых поделок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Животные жарких стран»; заучивание стихотворения «Слон» С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель усаживает детей за общий стол и начинает беседу. Задаёт уточняющие вопросы для настраивания детей на работу:
В: Какой сейчас месяц?
Д: Апрель.
Какой день недели?
Д:…
Какое сейчас занятие?
Д: Лепка
Что обычно мы делаем на «лепке»?
Д: Разные поделки из пластилина.
2. Непосредственная образовательная деятельность.
Воспитатель: Действительно, мы лепим из пластилина. А что же мы будем лепить сегодня? Угадаете загадку и узнаете.
Этот кто-то нам знаком.
Он не бродит под окном,
Он по Африке гуляет
Исключительно пешком.
Он огромный, как гора.
И когда стоит жара,
Он из хобота водою
Обливается с утра.
Он спокоен и умен,
Фантастически силен.
Вы, конечно, догадались, —
Это добрый серый …
Дети: Слон!
Воспитатель: Правильно, молодцы. А подскажите мне где можно встретить слона?
Дети: В Африке.
Воспитатель: Все верно, слона можно встретить в Африке, а ещё в зоопарке или в цирке.
Слоны — самые крупные наземные животные, обитающие на Земле
Обитают они в Юго-Восточной Азии и Африке в саванне.
Рассмотрите внимательно это животное.
На что похожи ноги слона?
Дети: На брёвна
Воспитатель: Опишите уши.
Дети: Как лапухи.
Воспитатель: Если слон обмахивается ушами, то с чем можно их сравнить?
Дети: С веером.
Воспитатель: У слона есть бивни. Бивни слонам нужны, чтобы переносить тяжелые деревья, бороться, рыть землю.
Характерным органом слона является хобот, образованный из носа и верхней губы. Расположенные на конце хобота ноздри служат органом обоняния; хобот служит органом хватания, позволяя слону подбирать мелкие предметы с земли и срывать плоды с высоко расположенных веток; при питье слон набирает воду в хобот, а затем выливает в рот.
Сегодня к нам на занятие пришел слон, не настоящий, а пластилиновый. Ему очень грустно одному, давайте слепим для него друзей – других слонов.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Но сначала нам нужно размяться и подготовить наши ручки к работе.
Включить музыку Е.Железновой «У жирафа..»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(1)У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(2)На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(3)У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(4)На лбу, ушах …
(5)У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(6)На лбу, ушах…
(7)А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(8)На лбу, ушах…
1 – похлопываем себя по туловищу (ставим пятнышки)
2, 4, 6, 8 – дотрагиваемся указательными пальцами до соответствующих частей тела
3 – пощипываем себя (собираем складки)
5 – поглаживаем себя (разглаживаем шёрстку)
7 – проводим ребром руки по корпусу (рисуем полоски)
3. Практическая работа.
Для работы понадобятся: доска для лепки, стека, брусок серого пластилина (поделённый на 5 частей), по маленькому кусочку черного и белого пластилина.
Туловище:
1) Взять средний кусок серого пластилина, размять в руках, скатать в форму шара на доске для лепки.
2) Сгладить получившийся шар, прокатав его между ладонями.
3) Движениями «вперед-назад», предать получившемуся шару более вытянутую, овальную форму.
Ноги:
1) Взять кусок серого пластилина, размять в руках и движениями «вперед-назад» раскатать на доске в продолговатый цилиндр («колбаску»).
2) Поделить получившийся цилиндр на две равные части.
3) Каждую половину так же поделить на две части.
Голова и уши:
1) Взять самый большой из оставшихся кусок серого пластилина, размять его руками, скатать форму шара на доске для лепки.
2) Положить получившийся шар на ладонь, круговыми движениями «отполировать», сгладить неровности.
3) С одной стороны, начать раскатывать шар движениями «вперед-назад», вытягивая хобот.
4) Загнуть хобот вниз.
5) Оставшиеся кусочки серого пластилина, поочередно размять, положить на ладонь и придать форму шара.
6) Расплющить каждый шар в лепешку, с помощью большого и указательного пальца.
Бивни и ногти:
1) Разогреть в руках кусочек белого пластилина и поместив его на доску для лепки, раскатать движениями «вперед-назад» в продолговатый тонкий цилиндр («колбаску»).
2) Используя стеку, нарезать получившийся тонкий цилиндр на маленькие сегменты.
3) На каждую ногу прикрепить по 3-4 сегмента и отложить в сторону.
4) Остаток разделить на две одинаковые части и отложить в сторону.
Глаза:
Черный пластилин размять и поочерёдно раскатать на ладони два маленьких шарика.
Сборка:
1) Закрепить на туловище 4 ноги.
2) Установить на доску для лепки.
3) Насадить голову.
4) Закрепить уши.
5) Закрепить глаза.
6) Бивни.
Слон готов!
4. Итоги занятия.
Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получились прекрасные слоники, как настоящие. С хоботами, бивнями, большими ушами и ногами похожими на столбы.
Только вот что-то мы забыли. Посмотрите внимательно, все ли части тела есть у наших слонов? Давайте внимательно сравним иллюстрацию и наших слоников…
Дети: Нет хвоста!
Воспитатель: Конечно, хвосты то мы и забыли! Давайте исправим эту оплошность (раздает детям готовые хвосты для слонов).
Далее организуется выставка слонов.