Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от Феи Весны»

Автор: Бокова Инна Вячеславовна

Образовательное учреждение: МДОУ детский сад №2 «Берёзка»

Населенный пункт: г. Суоярви, Республика Карелия

Тема: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от Феи Весны»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 27.03.2019

Цель занятия: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов и определять ударный гласный звук в слове.
Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
Формировать умение делить слова на слоги.
Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
Совершенствовать умение детей составлять предложение по схемам.
Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Материалы: конверт с письмом, картонные квадратики 3 цветов, для звукового анализа слова на каждого ребёнка, 3 картонных домика, картинки с изображением животных и птиц, школы, мешочек с шариками трёх цветов, картина «Ранняя весна», простые карандаши и половинки листа в клеточку, сундучок с призами наклейками.

Ход занятия:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, матушка-Земля,

Здравствуйте мои друзья!

В-ь: Кто-то бросил нам в окошко

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка

Пролетая, обронил?

Может кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

На конверте написано «Задание маленьким грамотеям» . В-ь читает письмо.

«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята, что любите заниматься! Я прислала вам подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания. Фея Весна.»

– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (показ правильного ответа, изображение школы)

– А теперь проведем звуковой анализ слова школа. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

Дети выполняют задание за столами, один – у доски.

-Сколько всего звуков в слове школа? Назови их.

Сколько согласных звуков в этом слове?

-Сколько гласных?

ш – согласный, твёрдый, звук, отмечаем синей фишкой.
к – согласный звук, отмечаем синей фишкой.
о – согласный звук, отмечаем красной фишкой.
л – согласный звук, отмечаем синей фишкой.

а – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -о-, рядом ставим молоточек.

2 задание: Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке шарики 3 цветов, синие, зелёные и красные. Придумать слово на заданный звук, соответствующего цвету шарика. Синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный.

3 задание: Деление слов на слоги

Тара-ра, тара-ра

У животных и птиц чехарда

Не нашли свой дом зверята,

Помогите им ребята.

Каждый ребёнок берёт карточку с изображением животного или птицы и «заселяет» их в домик с определённым количеством слогов.

Например: слон-1 слог, медведь-2 слога, корова-3 слога.

Дети помогают себе хлопками в ладоши.

4 задание

Потрудились детвора. А весна игру нам принесла. Вы скорее в круг идите и словечко доскажите. Один, два, три, четыре – сделайте круг пошире.

Ра-ра-ра – начинается игра

Ры-ры-ры – у детей в руках шары

Ар-ар-ар – кипит наш самовар

Ор-ор-ор – созрел красный помидор

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

На-на-на – к нам пришла весна

Ло-ло-ло – на улице тепло

Да-да-да – с сосулек капает вода

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

Са-са-са – в лесу бегает лиса

Жу-жу-жу – молока дадим ежу

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Онце-онце-онце – ярко светит солнце

Ать-ать-ать – мы пойдём гулять

Ру-ру-ру – мы закончили игру

5 задание

Придумать предложение по картине «Ранняя весна»

Стоя в кругу, дети передают картину и называют предложение.

6 задание

В-ь: Знаю, знаю наперёд

Вы смекалистый народ.

Отгадайте-ка ребятки

Интересную загадку.:

Пишет он , когда диктуют

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом (карандаш)

За столы всех приглашаю и задание предлагаю.

Массаж пальцев карандашом.

Карандаш в руках катаю

Я ладошки согреваю.

Я ладошки разотру,

Рисовать потом начну.

По карандашу скольжу

Съехать вниз скорей спешу.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

В-ь. А теперь давайте предложения, которые вы составили по картине «Ранняя весна» зашифруем по схемам.

7 задание

-Как обозначается первое слово в предложении? (Уголком. Он показывает что первое слово в предложении пишется с большой буквы)

-Как обозначаются слова в предложении? (Слова обозначаются линиями)

-Что есть между линиями? (Расстояние, оно обозначает паузу между словами)

— Что ставится в конце предложения? (Точка)

Дети выполняют задание на листочках простыми карандашами. Зачитывают свои ответы.

Звенит колокольчик, привлекая внимание детей.

В-ь:

— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые вам приготовила фея Весна.

— Какое задание понравилось больше всего?

— Какое заданиеие показалось трудным?

— Вы показали свои умения, знания. Молодцы!

В-ь: Ребята, помните в письме Фея – Весна обещала подарок вам за выполнение её заданий? «Я оставила подарок там, где отгадка к моей последней загадке»

Висит окошко

В окошке Антошка.

Отошёл Антошка

Пустое окошко. (зеркало)

Отгадавший загадку ребёнок принесёт подарок.

В-ь: Что же там на дне лежит, что же сундучок хранит?

Весна нам наклейки прислала, чтобы нам приятней стало!!!