Автор: Бокова Инна Вячеславовна
Образовательное учреждение: МДОУ детский сад №2 «Берёзка»
Населенный пункт: г. Суоярви, Республика Карелия
Тема: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от Феи Весны»
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 27.03.2019
Цель занятия: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов и определять ударный гласный звук в слове.
Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
Формировать умение делить слова на слоги.
Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
Совершенствовать умение детей составлять предложение по схемам.
Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Материалы: конверт с письмом, картонные квадратики 3 цветов, для звукового анализа слова на каждого ребёнка, 3 картонных домика, картинки с изображением животных и птиц, школы, мешочек с шариками трёх цветов, картина «Ранняя весна», простые карандаши и половинки листа в клеточку, сундучок с призами наклейками.
Ход занятия:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка-Земля,
Здравствуйте мои друзья!
В-ь: Кто-то бросил нам в окошко
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
На конверте написано «Задание маленьким грамотеям» . В-ь читает письмо.
«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята, что любите заниматься! Я прислала вам подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания. Фея Весна.»
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (показ правильного ответа, изображение школы)
– А теперь проведем звуковой анализ слова школа. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
Дети выполняют задание за столами, один – у доски.
-Сколько всего звуков в слове школа? Назови их.
Сколько согласных звуков в этом слове?
-Сколько гласных?
ш – согласный, твёрдый, звук, отмечаем синей фишкой.
к – согласный звук, отмечаем синей фишкой.
о – согласный звук, отмечаем красной фишкой.
л – согласный звук, отмечаем синей фишкой.
а – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -о-, рядом ставим молоточек.
2 задание: Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке шарики 3 цветов, синие, зелёные и красные. Придумать слово на заданный звук, соответствующего цвету шарика. Синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный.
3 задание: Деление слов на слоги
Тара-ра, тара-ра
У животных и птиц чехарда
Не нашли свой дом зверята,
Помогите им ребята.
Каждый ребёнок берёт карточку с изображением животного или птицы и «заселяет» их в домик с определённым количеством слогов.
Например: слон-1 слог, медведь-2 слога, корова-3 слога.
Дети помогают себе хлопками в ладоши.
4 задание
Потрудились детвора. А весна игру нам принесла. Вы скорее в круг идите и словечко доскажите. Один, два, три, четыре – сделайте круг пошире.
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – у детей в руках шары
Ар-ар-ар – кипит наш самовар
Ор-ор-ор – созрел красный помидор
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь
На-на-на – к нам пришла весна
Ло-ло-ло – на улице тепло
Да-да-да – с сосулек капает вода
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру
Са-са-са – в лесу бегает лиса
Жу-жу-жу – молока дадим ежу
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Онце-онце-онце – ярко светит солнце
Ать-ать-ать – мы пойдём гулять
Ру-ру-ру – мы закончили игру
5 задание
Придумать предложение по картине «Ранняя весна»
Стоя в кругу, дети передают картину и называют предложение.
6 задание
В-ь: Знаю, знаю наперёд
Вы смекалистый народ.
Отгадайте-ка ребятки
Интересную загадку.:
Пишет он , когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом (карандаш)
За столы всех приглашаю и задание предлагаю.
Массаж пальцев карандашом.
Карандаш в руках катаю
Я ладошки согреваю.
Я ладошки разотру,
Рисовать потом начну.
По карандашу скольжу
Съехать вниз скорей спешу.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
В-ь. А теперь давайте предложения, которые вы составили по картине «Ранняя весна» зашифруем по схемам.
7 задание
-Как обозначается первое слово в предложении? (Уголком. Он показывает что первое слово в предложении пишется с большой буквы)
-Как обозначаются слова в предложении? (Слова обозначаются линиями)
-Что есть между линиями? (Расстояние, оно обозначает паузу между словами)
— Что ставится в конце предложения? (Точка)
Дети выполняют задание на листочках простыми карандашами. Зачитывают свои ответы.
Звенит колокольчик, привлекая внимание детей.
В-ь:
— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые вам приготовила фея Весна.
— Какое задание понравилось больше всего?
— Какое заданиеие показалось трудным?
— Вы показали свои умения, знания. Молодцы!
В-ь: Ребята, помните в письме Фея – Весна обещала подарок вам за выполнение её заданий? «Я оставила подарок там, где отгадка к моей последней загадке»
Висит окошко
В окошке Антошка.
Отошёл Антошка
Пустое окошко. (зеркало)
Отгадавший загадку ребёнок принесёт подарок.
В-ь: Что же там на дне лежит, что же сундучок хранит?
Весна нам наклейки прислала, чтобы нам приятней стало!!!