Автор: Криворотова Александра Николаевна
Образовательное учреждение: Мордовско-Полянская СОШ
Населенный пункт: с. Мордовская Поляна, Республика Мордовия
Тема: Конспект урока по ИЗО.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 01.04.2019
«Огонь в ночи. Перо Жар-Птицы»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: научить детей по представлению передать в краске сказочное перо Жар-птицы
Формируемые УУД:
Личностные:
— положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
— стремление к красоте.
Регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
— контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
— адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные:
— осознавать познавательную задачу;
— понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
— делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
— вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— строить небольшие монологические высказывания
Образовательные ресурсы: презентация, альбом, кисти для рисования, акварель
Ход урока:
1 Орг. момент.
Проверка готовности к уроку.
2 Постановка проблемы.
(доска закрыта, а на обратной стороне доски написано «Огонь в ночи»)
— Ребята, прочитайте тему нашего урока.
— А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что это может
быть – огонь в ночи? (если дети не могут ответить, учитель дает
подсказку).
— Давайте закроем глаза и представим, подумаем про что – нибудь
сказочное, волшебное, необычное. Что же это может быть? Огонь в
ночи… ( перо жар птицы, жар птица)
— Молодцы, правильно, тема нашего урока «Перо Жар птицы».
— Кто скажет цель нашего урока? ( научиться нарисовать перо Жар
птицы, сказочное перо)
3 Вступительная беседа.
— Послушайте, ребята, я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы
подумайте, и скажите, из какой сказки этот отрывок и кто её написал?
Огонёк горит светлее
Горбунок бежит быстрее
Вот уж он перед огнём
Светит поле словно днём
Чудный свет кругом струится
Но не греет, не дымится
Диву дался тут Иван
«Что, — сказал он, — за шайтан?
Шапок пять найдётся свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо – огонёк!»
Говорит ему конёк:
«Вот уж есть, чему дивится
Тут лежит перо жар птицы»
— Сегодня к нам на урок прилетела Жар птица.
— Как называется эта сказка и кто её автор? (Петр Павлович Ершов
— Чему удивился Иван? ( Что перо светится, а жара и дыма нет).
Посмотрите на иллюстрацию – тот момент, когда Иван увидел перо.
— Почему он удивился? Что же здесь удивительного? (раньше люди
топили печки, жгли лучины, электричества не было и это было
удивительно, что свет есть, а тепла от него нет, и дыма тоже).
— А какой современный прибор мы можем сравнить с пером Жар птицы?
— Докажите. ( Светит, не греет и нет дыма).
— Ребята, а как вы думаете, люди сначала нарисовали Жар птицу, а
потом так её назвали, или сначала назвали, а потом нарисовали?
( сначала нарисовали)
— А почему они назвали эту птицу Жар? ( преобладает жёлтый цвет,
— Послушайте, как описывает автор появление жар птицы во дворце.
Вот Иван мешок на стол
«Ну — ка, бабушка, пошёл
Свет такой вдруг разлился
Что весь двор рукой закрылся
Царь кричит на весь базар
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте,
Заливайте! Заливайте!»
— «Это, слышь ты, не пожар
Это свет от птицы Жар
Молвил ловчий, сам со смеху
Надрываяся. Потеху
Я привёз те, государь»
— Почему царь так испугался? (он никогда не видел жар птицу, а свет от
неё был такой яркий, что он подумал, что это пожар)
— Посмотрите, на иллюстрации, и скажите, чем они отличаются друг от
друга? ( одни нарисованы красками, а другие карандашом, графически)
— Каждый художник по – разному видит изображение Жар птицы, так
как это сказочная птица и одинаковых иллюстраций нет.
— Эти иллюстрации нарисовали художники иллюстраторы? А кто мне
скажет кто это такие? ( они рисуют иллюстрации к сказкам, повестям, рассказам)
4 Практическая часть.
— Сегодня мы будем рисовать перо Жар птицы. Давайте посмотрим на
перо, которое изображено на доске.
— Можно ли сказать, что оно светится?
— Как это показано на рисунке? ( ученик показывает)
-А кто мне может сказать, как это называется? (Свечение)
— Давайте хором повторим.
— Посмотрите на перо. Кто покажет, где находится само перо, сам
контур пера? (ученик показывает)
— Кто ёще раз покажет свечение?
— Скажите, когда мы лучше увидим всю прелесть горящего пера Жар
птицы: днём или ночью? (учитель прикладывает перо сначала на белый
фон, а потом на черный)
— Доказали, что чёрный фон лучше нам подойдет для рисунка?
— Давайте пронаблюдаем за свечением на огоньке от свечки, чтобы вам
было легче подобрать цвета. (опыт)
— Фон выбрали, свечение посмотрели, что еще осталось сделать?
( подумать какое перо нарисовать)
— Я предлагаю вам сейчас зарыть глазки и под сказочную музыку
представить то перо, которое возникнет в вашей фантазии, какое вы
будете рисовать. (музыка)
— Какие нам лучше выбрать цвета для изображения пера ? ( желтый,
оранжевый, красный). Да, теплые тона.
— Придумали? По каким критериям будем оценивать себя?
( завершенность работы, присутствие свечения, волшебства)
— Прикупайте к работе – используйте как можно больше ярких цветов.
5 Выставка работ
Оценивание работ ребят
— Почему ты нарисовал именно такое перо?
Уборка рабочих мест
6 Итог урока
— Кому понравилось сегодня на уроке?
— Кому было легко?
— Кому было трудно?
— Кому понравилось рисовать перо Жар птицы?
Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо.