Конспект урока «Три склонения имён существительных».

Автор: Сафронова Марина Евгеньевна

Образовательное учреждение: МАОУ «Лингвистическая гимназия №3

Населенный пункт: г. Улан — Удэ, Республика Бурятия

Тема: Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имён существительных».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: учить различать три склонения существительных.

Задачи урока:

а) учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

б) исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;

в) путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных.

УУД, формируемые на уроке:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Ход урока

Мы продолжаем изучать интереснейший, сложнейший русский язык. Сегодня мы откроем еще один его орфографический секрет.

На уроке снова его величество ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мы уже многое знаем об это части речи. Назовите все его признаки. (род, число, падеж, одуш/неодуш). На какие 2 группы можно разделить эти признаки? (постоянные и непостоянные признаки). Посмотрите один признак остался не открытым. И сегодня мы постараемся его открыть.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Советов.

Найдите имена существительные в предложении.

Определите падеж выделенных существительных (Дательный падеж)

Какой проблемный вопрос можете задать смотря на эти выделенные слова?

Почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь, конь.

Прочитайте слова, найдите в них общее. (сущ, ед.ч., И.п.)

А теперь давайте распределим эти слова по группам:

Назовите мне существительные женского рода с окончаниями -а-я- (страна, земля)

Назовите мне существительные мужского рода с окончаниями -а-я- (дядя, дедушка)

Назовите оставшиеся существительные мужского рода (стол, конь)

Какое у них окончание? (нулевое)

Назовите существительные среднего рода и определите окончания (озеро, поле) -о-е-

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (мышь, дочь) -ь- (ж.р.)

ТАБЛИЦА

По какому признаку мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.

Это еще один грамматический признак, который мы должны были открыть сегодня на уроке.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, и к 3 склонению.

ВЫВОД: К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а-я- в И.п.

Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о-е- в И.п.

К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в И.п.

Проверим, правильно ли мы рассуждали. Откройте учебник на странице 141. прочитайте правило.

А как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного? (нужно поставить существительное в И.п.)

Давайте попробуем составить алгоритм, как можно определить склонение имени существительного в И.п.

АЛГОРИТМ

1. Определить род

2. Выделить окончание существительного в И.п. ед.ч

3. По роду и окончанию определить склонение.

Например: тетрадь — она моя, ж.р. с -ь- на конце. В И.п. нулевое окончание. Значит 3 скл.

Физминутка

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать.

Если это существительное 1скл., вы должны хлопнуть.

Если это существительное 2 скл. – топнуть.

Если 3 скл. – встать.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

1) Сейчас мы поиграем в игру «Поймай свое слово»

Каждый ряд должен записать свое слово. 1 ряд — 1 скл, 2 ряд — 2 скл, 3 ряд — 3 скл. (3 человека у доски)

луч, снег, облако, ветер, закат, море, гнездо, кофе, радость, тень, грусть, зима, какао, весна, осень, сосулька. улица, брошь, пальто, Оля.

(взаимопроверка с доски карандашом. у кого нет ошибок поставьте 5)

2) Прочитайте слова записанные на доске. Исключите из цепочки слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

степь, человек, школа, объехал, тетради, какао

объехал — это глагол. а остальные — существительные

какао — это несклоняемое существительное, а остальные склоняемые

тетради — это существительное во множественном числе, а остальные — в единственном

человек — это существительное мужского рода, а остальные — женского

степь — это существительное 3 скл, а остальные 1 скл.

Молодцы! Осталось слово школа. Давайте вспомним предыдущую тему и просклоняем это слово по падежам, не забывая выделять окончания.(1 человек у доски)

3) Прочитайте. Вставьте пропущенную орфограмму в каждое слово. Найдите и зачеркните лишнее слова в каждой строчке, объясните почему.

в…сна, р…ка, ст..кло, стр..ла

ст…на. св…рло, оз…ро, гн…здо

скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок

в…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да

топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль

4) Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь и выполните задание на листочке.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён сущ-х.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

5) Прочитай. Объясни смысл пословиц. Запишите в следующем порядке:

— пословицы, в которых нет сущ-х 1 скл

— пословицы, в которых нет сущ-х 3 скл

— пословицы, в которых нет сущ-х 1 и 3 скл

Хлеб — батюшка, водица — матушка.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет.

На печи заседать — хлеба не видать.

Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Это мы изучим на следующих уроках.

Д/з упр 159

Рефлексия