Конспект занятия: «Перелетная птица – лебедь».

Автор: Мохнатая Светлана Александровна

Образовательное учреждение: БДОУ №25 Кировского района Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Конспект интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС: «Перелетная птица – лебедь».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 10.04.2019

Цели:

Формировать, систематизировать и упрочить знания детей о перелетных птицах
Учить детей различать и правильно называть перелетных птиц: аист, соловей, ласточка, грач, журавль, цапля, дрозд, кукушка, лебедь и т.д.
Развивать мелкую моторику; желание детей работать своими руками
Упражнять детей в проявлении художественного вкуса и цветового восприятия.
Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам

Образовательные задачи:

— закреплять с детьми характерные признаки весны;

— упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

— расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

— дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;

— формировать активный интерес к художественному слову;

— учить отгадывать птиц по голосу.

Развивающие задачи:

— развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;

— развивать логическое мышление и внимание;

— развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

— обогащать словарь детей новыми понятиями;

— развивать связную речь детей, умение образовывать однокоренные слова (грач- грачата, грачонок).

Воспитательные задачи:

воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам

Словарь: “перелетные птицы”, “лететь клином, цепочкой, стайкой”, “острый клин”, “раздвоенный хвост”

Оборудование: демонстрационный материал с иллюстрациями по перелетным птицам, птички – игрушки, аудиозапись голосов и пения птиц.

Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов и стихов о птицах.

Ход занятия

Под аудиозапись птичьих голосов дети входят в группу.

Воспитатель (обращается к детям):
Кому посвящается эта музыкальная композиция?

Дети:
Птицам .

Воспитатель:
Какие бывают птицы?

Дети:
Птицы бывают перелетные, они улетают зимой на юг из-за отсутствия еды. А еще зимой некоторым птицам очень холодно. Другие птицы остаются на зиму, их называют зимующими птицами .

Воспитатель:
Что объединяет и перелетных и зимующих птиц?

Дети:
Все птицы могут “петь” и летать.

Воспитатель:
Дети, а давайте и мы полетаем!

Физкультминутка: “Ну-ка, птички, полетели”

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Дети садятся на свои места; перед ними – дощечки, коробка с пластилином, стеки, влажные салфетки для рук.

Воспитатель обращается к детям со словами:
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки:

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

(скворец)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней,
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.

(грач)

В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там, то тут,
Как птицу эту зовут?

(кукушка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

(цапля)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту…

(аист)

Воспитатель:
Дети, о каких видах птиц говорится во всех этих загадках?

Дети:
О перелетных.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и продолжает:
Птицы – теплокровные существа, средняя температура их тела составляет 41 °С. Это значит, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большом количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые края. Давайте, закрепим названия перелетных птиц .

Далее дети перечисляют всех перелетных птиц.

Игровое упражнение “Подумай и покажи”

Правила игры: воспитатель называет перелетных и зимующих птиц (напоминая детям о необходимости быть внимательными и собранными). Если называется перелетная птица, дети поднимают ладони вверх, если же речь идет о перелетной птице, то руки детей опускаются на стол.

“Сюрпризный момент”.

Воспитатель:

Ребята! Когда я сегодня утром пришла на работу, то увидела у двери группы письмо. Давайте посмотрим, что в нем.

Воспитатель вскрывает конверт, достает письмо и начинает читать:

Птица медленно плывет,

Словно белый пароход.

Горделива и красива.

Терпелива и пуглива.”

(Лебедь)

Дети правильно разгадывают загадку.

Воспитатель продолжает читать письмо:
Здравствуйте, ребята, это письмо от лебедей. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мы улетаем в теплые края ровным лебединым клином, но одна птица по неизвестным причинам не долетела с нами до теплых краев. Мы очень за нее беспокоимся. Нам стало известно, что вы знаете о перелетных птицах много интересного. Ребята, возможно, вы сможете помочь нам разыскать нашего друга и отправить его к нам, в теплые края. Заранее огромное “спасибо” вам от всего лебединого семейства .

Воспитатель:
Мы обязательно поможем лебедям, но сначала, ребята, послушайте стихи, посвященные этим прекрасным птицам:”

Есть птица красивая очень на свете,

Название — лебедь имеет она.

Не встретить прекрасней ее на планете,

Она из чудесного будто бы сна.

И вид лебедей — как отрада для глаз,

Когда по воде они ровно плывут,

Спокойный, приятный их снежный окрас

Собой украшают и реку и пруд.

Степенные, яркие, нежные птицы,

В почете огромном они у людей.

Едва только лебедь на воду садится,

Все взгляд на него переводят скорей.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на демонстрационный материал с изображением лебедей и подумать, что представляет собой птица “лебедь”.

Ответ детей: “Эта птица – нежная, белая, очень красивая, волшебная, гордая, сказочная” .

Воспитатель:
Правильно, молодцы ребята. Действительно, лебедь – это величественная белая птица невероятной красоты, которая плавает в городских парках и прудах. Это самая крупная из водоплавающих птиц; лебедь относится к семейству утиных. У лебедей телосложение довольное плотное, а крылья широкие. Лебеди живут семьями парами. Они спокойные, не суетливые, но не из робкого десятка. Если им угрожает опасность, они смело защищают свою лебединую семью. При этом лебеди вытягивают шею, хлопают крыльями, и даже кусают клювом своего обидчика. Как вы уже знаете, лебедь – перелетная птица. Полет лебедей довольно легок и свободен. Когда они производят свой перелет, то создают клин, а самая сильная птица будет лететь во главе клина. Если вожак устает, на смену ему становится другая птица. Лебеди питаются семенами, корневищами от водных растений и почками. Нырять лебеди не умеют. Ну, кто не смотрит заворожено в небо, когда над ним пролетает стая этих прекрасных птиц .

Воспитатель:
Дети, вам понравился рассказ об удивительных и действительно “сказочных” птицах?

Дети:
Очень понравился, нужно быстро помочь им, и мы даже знаем как. Мы слепим белых лебедей и отправим их в теплые края вслед за остальными лебедями

Воспитатель:
Какие цвета пластилина нужны для лепки лебедей?

Дети:
Для создания птицы нужен белый пластилин, но также потребуется немного черного и красного пластилина

Далее проводится физкультминутка:

Раз поднялись, потянулись!
Два – нагнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – тихонько снова сесть!

Воспитатель напоминает детям о том, чтобы они отнеслись к предстоящей работе очень ответственно и постарались слепить птиц так, чтобы сохранить неповторимую красоту лебедей. Воспитатель вместе с детьми начинает лепить (предварительно приставив к каждой дощечке пластмассовый стек), пошагово объясняя и показывая весь процесс лепки:

1. Основной цвет пластилина, который требуется для создания птицы – белый, также мы будем использовать немного черного и красного пластилина. Для рисования на поверхности пластилина вооружитесь пластмассовой стекой.

2. Разомните в руках половину подготовленного белого пластилина и скатайте шарик.

3. Далее поместите шарик между двумя ладошками и немного раскатайте его, надавливая, до состояния овальной заготовки. На одной стороне захватите небольшую долю пластилина большим и указательным пальцами и вытяните маленький хвостик. Сделайте хвостик пушистым с помощью стеки.

4. Птица лебедь имеет форму двоечки, эту цифру и пернатого даже иногда сравнивают, когда обучают малышей основам математики. Для лепки головы и тонкой шеи птицы скатайте длинную колбаску, изогните ее, на одну сторону приклейте шарик-голову.

5. Добавьте красный клюв и сделайте вокруг него черную окантовку. Две черные точки заменят глаза.

6. Присоедините шею с туловищем, скрыв стык пальцами.

7. Слепить крылья лебедя также несложно. Возьмите оставшийся белый пластилин, разделите его на две равные части, сплюсните каждую из них до состояния лепешки, придав треугольную форму. Затем отделите каждое перышко стекой.

8. Прикрепите крылья к туловищу, приподнимая их вверх. Теперь наш лебедь готов к полету.

Воспитатель:
Мы слепили вот такую красивую, волшебную, гордую птицу под названием Лебедь!