Автор: Сюндюкова Елена Егоровна
Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад комбинированного вида N98»
Населенный пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Тема: Конспект занятия по математике в старшей группе ДОУ.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цели. Выявить уровень знаний, представлений, которые дети получили в течение учебного года. Развивать интерес к математике на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи.
Образовательные:
— совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях; совершенствовать умение находить место числа в ряду; — совершенствовать знания о геометрических фигурах;
— совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность;
— упражнять в умение решать устные задачи в пределах 10-ти.
Развивающие:
— развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
— развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
— развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Оборудование: воздушный шарик, 2 набора цифр от 1 до 10, геометрические фигуры, индивидуальные карточки с заданиями, простой карандаш для каждого, звуковая запись для физкультминутки, конверты с заданиями, смайлики.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия.
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
( «Прилетает» Воздушный Шарик (гелевый) с конвертом на ленточке).
Основная часть.
— Воздушный Шарик пролетал мимо окон нашей группы и ему понравилось, как вы занимаетесь математикой. И он хочет предложить вам несколько заданий. Ребята, докажем В. Шарику, что мы хорошо знаем математику? (Ответы детей).
Воспитатель снимает конверт с заданиями.
Первое задание «Блиц – опрос».
— Сколько всего времен года?
— Сколько месяцев в каждом времени года?
— Сколько всего месяцев в году?
— Сколько дней в неделе?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Назовите последний день недели.
— Молодцы, ребята! Для второго задания вам надо разделиться на две команды и подойти к столу. ( На каждом столе лежит конверт с набором цифр от 1 до 10). Первая команда раскладывает цифры в порядке возрастания, а вторая команды выкладывает все цифры в порядке убывания. (Дети раскладывают цифры).
— Даша, назови цифры, выложенные вашей командой.
— Саша, назови цифры, выложенные вашей командой.
— Молодцы! Со вторым заданием В. Шарика справились. Проведем дыхательную гимнастику. (Включается спокойная, медленная музыка).
Дыхательная гимнастика.
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Теперь на облака,
И отдохнем пока.
(Дети садятся на свои места за столы).
Третье задание с геометрическими фигурами.
— Воздушный Шарик приготовил вам задания с геометрическими фигурами.
(Воспитатель выкладывает из конверта на доску поочередно геометрические фигуры и спрашивает название каждой у детей. Фигуры разного цвета и разного количества).
— Сколько треугольников?
— Сколько кругов?
— Сколько прямоугольников?
— Сколько трапеций?
— Сколько овалов?
— Сколько ромбов?
— Сколько фигур синего цвета?
— Сколько фигур красного цвета?
— Сколько фигур зеленого цвета?
— Сколько всего геометрических фигур?
Физкультминутка «Руки» (под ритмичную музыку).
Руки требуют заботы, (руки вытягивают вперед перед собой)
Ведь у них полно работы:
Нужно целый день писать, (имитируют движение письма)
И лепить, и рисовать. (хлопают в ладоши)
Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)
Руки шире разведем. (разводят руки в стороны)
Вот и все. Конец зарядке.
Сели вновь за стол, ребятки.
(Воспитатель берет следующий конверт).
Четвертое задание «Расплывшиеся цифры».
— Ребята, а этот конверт с заданиями у В. Шарика попал под дождь, и вода смыла некоторые цифры. Вам надо восстановить все «смытые» цифры.
(Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с заданием. Дети работают самостоятельно. После выполнения задания воспитатель спрашивает, кто какую цифру поставил.)
Пятое задание «Веселые задачи».
— В этом конверте Воздушный Шарик приготовил вам веселые задачи. Будьте внимательны.
1. На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (Три).
На песке два льва сидели,
Ананас и киви ели.
К ним подсели еще два.
Сколько львов? (Четыре).
Три веселых медвежонка
Ели сладкий мед в сторонке,
Два пришли им помогать.
Сколько мишек стало? (Пять).
Три больших,
Три маленьких,
Маленьких – удаленьких,
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (Шесть).
Пальчиковая гимнастика «Мирись».
Кто кого обидел первый? (хлопают в ладоши)
Он меня, и он меня. (показывают указательные пальцы)
Кто кого ударил первый? (хлопают в ладоши)
Он меня, и он меня. (сгибают указательные пальцы)
Вы же раньше так дружили! (хлопают в ладоши)
Я дружил, и я дружил. (сгибают указательные пальцы)
Что же вы не поделили? (хлопают в ладоши)
Я забыл, и я забыл. (сгибают указательные пальцы)
Мирись, мирись, (сцепляются указательные пальцы)
Больше не дерись!
Шестое задание со счетными палочками.
Воздушный Шарик предлагает вам позаниматься со счетными пальчиками.
— из ромба (4-ре палочки) — два треугольника (5-ть палочек),
— из двух совмещенных треугольников (6-ть палочек) — три совмещенных треугольника (7 палочек),
— из прямоугольника (6-ть палочек) — два квадрата (7 палочек) — четыре треугольника (9 палочек),
— трапеция (5-ть палочек) — два треугольника и один квадрат (7 палочек).
Заключительная часть.
— Как вы считаете, ребята, со всеми заданиями Воздушного Шарика вы справились? Если вы считаете, что все задания выполнили правильно – берете смайлик красного цвета, если нет – берете смайлик зеленого цвета. (Дети оценивают сами себя)
Воздушный Шарик рад тому, что вы любите математику. Он и дальше будет наблюдать за вами и радоваться вашим успехам. (Дети прощаются с Воздушным Шариком и приглашают его в гости через год).
1 3 2 4
4 6 5 7
3 5 6 8
7 9 8 10
Кружок «Юный шахматист». Самоанализ итогового занятия в логопедической группе.
На занятие присутствовало 6 детей (6-7 лет).
Тема занятия «В стране шахмат». Это занятие комплексное, сочетает в себе образовательные области: познание, социализация, коммуникация, физическая культура, сенсорика и музыка.
Цель: повторение пройденного материала.
Задачи.
Образовательные: закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», вертикаль, горизонталь, диагональ, названия фигур, правила хода определенными фигурами.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости, память.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности в соответствии с уровнем группы. Также применялся контроль и стимулирование в виде одобрения и похвалы.
Занятие длилось 25 минут.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется сказать, что они проявляли познавательный интерес и активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, используя имеющиеся знания и умения.
Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.
Побуждала к высказыванию детей нерешительных, стеснительных и «слабых».
Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.
Дети заинтересованы в дальнейшем обучении игры в шахматы.