Конспект занятия по математике.

Автор: Сюндюкова Елена Егоровна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад комбинированного вида N98»

Населенный пункт: г. Саранск, Республика Мордовия

Тема: Конспект занятия по математике в старшей группе ДОУ.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели. Выявить уровень знаний, представлений, которые дети получили в течение учебного года. Развивать интерес к математике на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи.

Образовательные:
— совершенствовать навыки устного счета в пределах 10 в разных направлениях; совершенствовать умение находить место числа в ряду; — совершенствовать знания о геометрических фигурах;
— совершенствовать умению решать логические упражнения на внимательность;
— упражнять в умение решать устные задачи в пределах 10-ти.

Развивающие:
— развивать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
— развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
— развивать мелкую моторику, любознательность и навыки самооценки.

Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Оборудование: воздушный шарик, 2 набора цифр от 1 до 10, геометрические фигуры, индивидуальные карточки с заданиями, простой карандаш для каждого, звуковая запись для физкультминутки, конверты с заданиями, смайлики.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).

Ход занятия.

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

( «Прилетает» Воздушный Шарик (гелевый) с конвертом на ленточке).

Основная часть.
— Воздушный Шарик пролетал мимо окон нашей группы и ему понравилось, как вы занимаетесь математикой. И он хочет предложить вам несколько заданий. Ребята, докажем В. Шарику, что мы хорошо знаем математику? (Ответы детей).

Воспитатель снимает конверт с заданиями.

Первое задание «Блиц – опрос».

— Сколько всего времен года?

— Сколько месяцев в каждом времени года?

— Сколько всего месяцев в году?

— Сколько дней в неделе?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели будет завтра?

— Назовите последний день недели.

— Молодцы, ребята! Для второго задания вам надо разделиться на две команды и подойти к столу. ( На каждом столе лежит конверт с набором цифр от 1 до 10). Первая команда раскладывает цифры в порядке возрастания, а вторая команды выкладывает все цифры в порядке убывания. (Дети раскладывают цифры).

— Даша, назови цифры, выложенные вашей командой.

— Саша, назови цифры, выложенные вашей командой.

— Молодцы! Со вторым заданием В. Шарика справились. Проведем дыхательную гимнастику. (Включается спокойная, медленная музыка).

Дыхательная гимнастика.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Подуем на живот,

Теперь на облака,

И отдохнем пока.

(Дети садятся на свои места за столы).

Третье задание с геометрическими фигурами.

— Воздушный Шарик приготовил вам задания с геометрическими фигурами.

(Воспитатель выкладывает из конверта на доску поочередно геометрические фигуры и спрашивает название каждой у детей. Фигуры разного цвета и разного количества).

— Сколько треугольников?

— Сколько кругов?

— Сколько прямоугольников?

— Сколько трапеций?

— Сколько овалов?

— Сколько ромбов?

— Сколько фигур синего цвета?

— Сколько фигур красного цвета?

— Сколько фигур зеленого цвета?

— Сколько всего геометрических фигур?

Физкультминутка «Руки» (под ритмичную музыку).

Руки требуют заботы, (руки вытягивают вперед перед собой)

Ведь у них полно работы:

Нужно целый день писать, (имитируют движение письма)

И лепить, и рисовать. (хлопают в ладоши)

Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)

Руки шире разведем. (разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

(Воспитатель берет следующий конверт).

Четвертое задание «Расплывшиеся цифры».

— Ребята, а этот конверт с заданиями у В. Шарика попал под дождь, и вода смыла некоторые цифры. Вам надо восстановить все «смытые» цифры.

(Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с заданием. Дети работают самостоятельно. После выполнения задания воспитатель спрашивает, кто какую цифру поставил.)

Пятое задание «Веселые задачи».

— В этом конверте Воздушный Шарик приготовил вам веселые задачи. Будьте внимательны.

1. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (Три).

На песке два льва сидели,
Ананас и киви ели.

К ним подсели еще два.

Сколько львов? (Четыре).

Три веселых медвежонка
Ели сладкий мед в сторонке,

Два пришли им помогать.

Сколько мишек стало? (Пять).

Три больших,
Три маленьких,

Маленьких – удаленьких,

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят? (Шесть).

Пальчиковая гимнастика «Мирись».

Кто кого обидел первый? (хлопают в ладоши)

Он меня, и он меня. (показывают указательные пальцы)

Кто кого ударил первый? (хлопают в ладоши)

Он меня, и он меня. (сгибают указательные пальцы)

Вы же раньше так дружили! (хлопают в ладоши)

Я дружил, и я дружил. (сгибают указательные пальцы)

Что же вы не поделили? (хлопают в ладоши)

Я забыл, и я забыл. (сгибают указательные пальцы)

Мирись, мирись, (сцепляются указательные пальцы)

Больше не дерись!

Шестое задание со счетными палочками.

Воздушный Шарик предлагает вам позаниматься со счетными пальчиками.

— из ромба (4-ре палочки) — два треугольника (5-ть палочек),

— из двух совмещенных треугольников (6-ть палочек) — три совмещенных треугольника (7 палочек),

— из прямоугольника (6-ть палочек) — два квадрата (7 палочек) — четыре треугольника (9 палочек),

— трапеция (5-ть палочек) — два треугольника и один квадрат (7 палочек).

Заключительная часть.

— Как вы считаете, ребята, со всеми заданиями Воздушного Шарика вы справились? Если вы считаете, что все задания выполнили правильно – берете смайлик красного цвета, если нет – берете смайлик зеленого цвета. (Дети оценивают сами себя)

Воздушный Шарик рад тому, что вы любите математику. Он и дальше будет наблюдать за вами и радоваться вашим успехам. (Дети прощаются с Воздушным Шариком и приглашают его в гости через год).

1 3 2 4

4 6 5 7

3 5 6 8

7 9 8 10

Кружок «Юный шахматист». Самоанализ итогового занятия в логопедической группе.

На занятие присутствовало 6 детей (6-7 лет).

Тема занятия «В стране шахмат». Это занятие комплексное, сочетает в себе образовательные области: познание, социализация, коммуникация, физическая культура, сенсорика и музыка.

Цель: повторение пройденного материала.

Задачи.

Образовательные: закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», вертикаль, горизонталь, диагональ, названия фигур, правила хода определенными фигурами.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение ориентироваться на плоскости, память.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности в соответствии с уровнем группы. Также применялся контроль и стимулирование в виде одобрения и похвалы.

Занятие длилось 25 минут.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется сказать, что они проявляли познавательный интерес и активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, используя имеющиеся знания и умения.

Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.

Побуждала к высказыванию детей нерешительных, стеснительных и «слабых».

Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.

Дети заинтересованы в дальнейшем обучении игры в шахматы.