Конспект занятия по развитию речи.

Автор: Чернова Елена Николаевна

Образовательное учреждение: МБДОУ №156 «Детский сад общеразвивающего вида»

Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область

Тема: Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи детей с использованием устного народного творчества.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Направление: познавательное развитие, речевое развитие.

Области интеграции: речевое, социально- коммуникативное, познавательное, физическое, художественно- эстетическое развитие.

Образовательные задачи:

Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах. Уточнить, что у петушка тоже есть семья. Продолжать учить различать их. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями: потешками о петушке, курочке и цыплятах. Формировать познавательную активность.

Развивающие задачи:

Развивать речь детей. Обогащать словарный запас детей словами: рябенькая, пёстренькая, клюёт, бородушка, голосистый, пшено, фасоль. Закрепить понятия «большой – маленький».

Упражнять в звукоподражании голосам птиц. Развивать мышление, память, внимание.

Продолжить работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность через упражнения с предметами.

Развивать координацию движений, умение передавать простейшие образные действия (поклевали, как цыплята, похлопали крылышками, как курочка…)

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим», поощрять инициативные проявления детей.

Содействовать развитию отзывчивости, желания помочь (петушку, курочке, цыплятам)

Материал:

Магнитная доска, музыкальная колонка, изображения плоские: солнышко, петушок, курочка и цыпленок; цветные палочки, прищепки, игрушечные коробочки от киндер-яиц; ложки по количеству детей, стол для игр с водой; эмблемы с изображением цыплят, мешочки с фасолью и пшеном.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Курочка – Ряба». Рассматривание игрушек и иллюстраций по теме «Птичий двор». Чтение потешек: «Петушок, петушок», «Курочка- рябушечка», «Вышла курочка гулять».

Ход занятия:

Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться:
— Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!»

— Давайте, ребята, поздороваемся с гостями.

Все:
— Доброе утро! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Дети садятся на стульчики.

(Звучит голос петушка).

Воспитатель:
— Ребята, чей это голосок? (ответы детей)

Воспитатель показывает изображение петушка и прикрепляет на доску. Читает потешку:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

— Как поет петушок? — Ку- ка -ре-ку! ( ответ детей)

Ребята, петушок кричит рано утром, когда солнышко просыпается, высоко поднимается.

Но наше солнышко (воспитатель показывает изображение солнца без лучей) еще спит, давайте разбудим его, поможем нашему петушку. Вот солнышко, а вот его лучики- прищепки, помогите прицепить. Молодцы! (Звучит голос петушка – Кукареку!)

— Вот петушок какой голосистый!

Давайте, ребята, его внимательно рассмотрим. Что у него есть? (голова, гребешок, бородушка, перья, крылья, хвост)

Воспитатель:

«Петушок у нас горластый,
По утрам поёт он: «Здравствуй!»
На ногах его — сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке – гребешок –
Вот какой он – петушок!»

— Петушок, наверно, проголодался. Чем же мы его угостим? (ответы детей) зернышки дадим.

Дети подходят к столам с мешочками и стеклянными баночками.

— Я приготовила мешочки с зернышками для петушка, это фасоль и пшено. Посмотрите как выглядит фасоль ( большие зернышки) и как выглядит пшено (маленькие зернышки). Но я перепутала все мешочки, помогите, ребята определить, где фасоль, а где пшено.

Дети садятся на стульчики.

Спасибо!- говорит петушок. И опять запел. Ку-ка-ре-ку! Кого же он зовет? — Курочку! (ответы детей).

— А вот и курочка пришла. ( Звучит запись голоса курочки.)

— Ко-ко-ко! (дети здороваются)

— Покажите, как курочка машет крыльями и разговаривает.

(дети имитируют движения и сопровождают движения голосом:

Петушок – Ку-ка-ре-ку!, Курочка – Ко-ко-ко!).

— А какая наша курочка? Рябенькая, пёстренькая, маленькая, если сравнивать с петушком.

— А кого же зовет мама курица? (ответы детей)

Слышатся голоса цыплят: Пи-пи-пи!

-Где же они? Ребята, давайте поможем маме курочке найти своих деток цыпляток?

На магнитной доске появляется изображение речки (извилистая полоса синего цвета)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на одной берегу реки находятся родители- курочка и петушок, а на другом берегу реки- остались все цыплята- детки.

— Давайте, ребята, поможем цыплятам перебраться к курочке и петушку.

— Построим для цыплят мостик?

— Да! (ответы детей). — Возьмем все по бревнышку.

Массаж цветными деревянными палочками.

(Дети руками раскатывают палочку между ладонями)

— Бревнышки раскатали, теперь построим мостик. Постройка мостика на столе.

-Какой у нас мостик, ребята, получился? (ответы детей) –разноцветный.

— Какие мы молодцы! Помогли цыплятам добраться до мамы, папы.

Дети садятся на стульчики.

-Посмотрите, какие цыплята у курочки? (ответы детей)

— Маленькие, желтенькие, пушистые (ответы детей).

— Вот и вся семья вместе. Посмотрите, папа Петушок, мама Курочка и их детки цыплята. Вот какая дружная петушиная семья.

Подвижная игра: « Вышла курочка гулять…»

(Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением цыплят)

Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать,

Взрослый изображает маму — курицу. Идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями».

А за ней ребятки жёлтые цыплятки.

Дети идут за воспитателем и повторяют движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!

«Грозит» пальчиком».

Лапками гребите, зёрнышки ищите!

Присесть и «грести лапками».

Съели толстого жука,

Показываем, какого жука съели,

Дождевого червяка

Показываем длинного червяка, — руки в стороны.

Выпили водицы
Полное корытце!

Наклоняемся, руки отводим назад.

Дети садятся на стульчики. Упражнение: «Покорми цыплят»

Дети угощают зернышками и зовут цыплят: « Цып-цып-цып!» (показ руками).

— Накормили мы цыплят, а они все равно пищат. Звучат голоса цыплят.

— Что такое? Почему цыплята так громко запищали? Пить захотели. Пошла курочка за водой.

Потешка:

— Курочка-рябушка,
Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Вопросы к детям по потешке:

— Куда пошла курочка?

— На речку ( ответы детей).

— Зачем пошла?

-За водичкой (ответы детей).

— Была еще у курочки корзинка с яйцами, да пока она через речку переходила, все яйца в речку обронила. Плачет курочка:

-Ко-ко-ко, ко-ко-ко! -Помогите мне достать яйца.

— Поможем курочке достать яйца из воды? — Да! (Ответы детей)

Игровое упражнение: «Достань яйцо»

(Дети ложками достают пластмассовые яйца из таза с водой.)

-Спасибо, ребята, что помогли курочке! Обрадовалась курочка и пошла гулять с цыплятами.

Заключительные вопросы:

Вот вся петушиная семья.

Папа – кто?.. Мама – кто?.. Дети – кто?..

Каждый член этой семьи знает свою песенку.

Как пищат цыплята?..

Как кричит курочка?..

Как поет петушок?..

Вот веселая семейка: петушок да курица

Песни весело поют, никогда не хмурятся!

— Петушок какой? ( красивый, большой, голосистый, разноцветный)

— Курочка какая? (рябенькая, пестренькая, добрая, заботливая)

-Цыплятки –детки какие? (маленькие, желтые, пушистые)

— Какие зернышки клевал петушок? (фасоль- большие, пшено- маленькие зернышки)

Сюрпризный момент Петушок и его семья приготовили для деток подарок.

(корзинка с конфетами).