Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой».

Автор: Умнова Юлиана Юрьевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад №14 компенсирующего вида Василеостровского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку с лисичкой-сестричкой».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с художественной литературой и с помощью драматизации.

Задачи: Образовательные:

-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев, образовывать притяжательные прилагательные; стимулировать собственную речевую активность детей в игре-драматизации, развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.

-Подготовка к драматизации сказки «Заюшкина избушка»: знакомить с лексикой (лубяная, закоулочек, коса); учить детей при помощи вербальных и невербальных средств передавать образы сказочных героев

Развивающие:

-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.

Воспитательные:

— способствовать развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться; создавать условия для самореализации

Материал:

Солнышко с улыбкой,

Музыкальные записи

Игрушка бибабо лисичка

Фланелеграф

1 коробочка с фигурами для фланелеграфа курочки, уточки, скалочки, собачки

2 коробочка с пальчиковыми оригами лисы и волка

3 коробочка с прищепками и фигурами животных и 2мя конвертами с разрезными картинками на магнитах, магнитную доску

Сундучок с парными картинками

Модули

Предварительная работа: чтение русских народных сказок про лису («Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»)

Ход занятия

ОРГ. МОМЕНТ. НАСТРОЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ

Игра «Здравствуйте»

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Здравствуйте, гости! (помахать рукой)

Воспитатель (достает солнышко): Посмотрите, солнышко вам улыбается, улыбнитесь и вы ему и закончите предложение.

Солнышко улыбается тому, кто слушает…

Солнышко улыбается тому, кто не обижает…

Солнышко улыбается тому, кто внимательно…

Солнышко улыбается тому, кто не перебивает…

Воспитатель: Солнышко вам сияет и на стульчик провожает!

(Дети садятся)

МОТИВАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Звучит музыка (Гр. Гладков «Падал прошлогодний снег», финальная тема)

Воспитатель: Ой, слышите? Слышите? Кто-то плачет! (достает спрятанную игрушку лису) Кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Это лиса не простая, а сказочная. Как же мне к ней обратиться? Как ее зовут в сказках?

Дети: Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, кумушка.

Лиса: Ох, я бедная, несчастная!

Воспитатель: Лиса Патрикеевна, что же с тобой случилось?

Лиса: Я заблудилась: Испугалась, так быстро бежала, что свою сказку потеряла.

Воспитатель: Поможем лисе найти ее сказку? Я один секрет знаю: чтобы очутиться в лисичкиной сказке, надо хлопнуть и топнуть столько раз, сколько слогов в слове «лиса». Сколько слогов в слове лиса? (Дети отвечают)

Воспитатель: Скорее вставайте, отправляемся в сказку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Звучит тема лисы

Ли-са, хлопни!

Ли-са, топни!

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

Воспитатель: В какой же сказке мы оказались? Смотрите, здесь какая-то коробочка, заглянем в нее.

1я коробочка с загадками и картинками, картинки – на фланелеграф, когда отгадают.

Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам. (курица)

Повторите за мной скороговорку:

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку

Что за птица это?… (утка)

Какой первый звук в слове «утка»?

На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)

Сколько слогов в слове «собака»?

Чтобы вылепить пельмешки,
Нужно тесто раскатать.

Подскажите-ка, ребятки,

Что мне нужно в руки взять? (скалка)

Какая бывает скалка?

(Деревянная, кухонная, большая, прочная, белая, большая, тяжелая, обыкновенная)

Воспитатель: Догадались, что это за сказка?

Дети: «Лисичка со скалочкой»

Воспитатель: Поставьте по порядку картинки из этой сказки и назовите их ласково (скалочка, курочка, уточка, собачка)

1 ребенок ставит и называет. – Все правильно?

Воспитатель: Может, ты из этой сказки, лисичка-сестричка?

Лиса: Нет, скалочку я не помню, не из этой.

Воспитатель: Скажем заклинанье и отправимся в другую сказку.

Звучит тема лисы

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

2 коробочка, а в ней пальчиковые фигуры оригами волки и лисы

Воспитатель: Смотрите, какие сюрпризы в этой сказке. Надевайте скорее на пальчики, волка на левую, а лисичку на правую: волк с лисичкой хотят побеседовать.

« Разговор лисы и волка»: упражнение чистоговорка с использованием пальчиковых фигур. (дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: Каким голосом говорит лиса? (высоким, ласковым, вкрадчивым) А волк? (низким, грубым)

Волк: Да-да-да-да – наступили холода,

Лиса: Ма-ма-ма-ма – Съем рыбку я сама

Волк: Ам-ам-ам-ам – Я поймаю рыбку сам,

Лиса: Оз-оз-оз-оз – А у волка хвост примерз.

Воспитатель: Узнали сказку? Как она называется? ( «Лисичка-сестричка и серый волк»)

Лиса: И эта сказка не моя, в моей теплее было.

Воспитатель: Давайте оставим лисичку и волка в этой сказке, а сами отправимся в другую.

Звучит тема лисы

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись. (Движения по тексту)

3я коробочка, а в ней: прищепки с частями животных и разрезные картинки с изображение лисы и петуха.

Воспитатель: Что-то здесь все рассыпалось, давайте соберем. Называйте, какая у вас часть животного и чья. (Дети на фланелеграфе присоединяют прищепками части животных)

Хвост петуха – петушиный

Гребешок петуха — петушиный

Лапа медведя – медвежья

Хвост лисы – лисий

Уши зайца – заячьи

Хвост зайца — зайчий

Хвост собаки – собачий

Хвост волка – волчий

Воспитатель: Вы узнали сказку? (Да, «Заюшкина избушка»)

Лиса: Как будто что-то припоминаю!

Воспитатель: А хорошо ли вы ее знаете, сейчас проверим.

Игра на развитие слухового внимания:

Воспитатель: Это правда или нет?

— Была у лисы избушка лубяная, а у зайчика – ледяная.

Что значит «ледяная»? Что значит «лубяная»?

(Ледяная – из льда, а лубяная из луба. Луб – это внутренняя часть коры деревьев. В старину ее часто использовали.)

-Пришла осень-красавица, у лисы избушка и растаяла.

Почему весной тает ледяная избушка? (Потому что солнце стоит выше и дольше светит, нагревает землю)

-Как выскочу, как выпрыгну, полетят пух и перья!

Что такое закоулочек? (Закоулочек – это узенькая улочка)

-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу топор на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи!

Для чего нужна коса? А для чего топор? (Топор нужен, чтобы рубить, а коса, чтобы косить траву)

А теперь давайте поиграем и вспомним всю сказку. Становитесь в круг.

Физкультминутка «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил, (зайкины ушки, домик треугольником)

Никогда он не тужил, (покачать головой)

Лиса хитрая была (показать лису)

И зайчишку прогнала. (хлопнуть в лодоши)

Теперь зайчишка грустный ходит, («плачет»)

Себе он места не находит. (развести руками)

Собака, волк и медведь (показать животных)

Ну давай его жалеть. (погладить себя по голове)

К зайцу нашему подходят, (сойтись)

Но ни с чем они уходят.(разойтись)

Только петя-петушок (похлопать руками-крыльями)

Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому (домик руками)

Припеваючи, в ладу. (дружно обняться)

Лиса: Я вспомнила! Моя, моя эта сказка, я здесь и сундучок припрятала.

Игра на передачу эмоционального состояния героев

Достает сундучок, в нем парные по цвету картинки. Раздать их детям.

Довольная лиса – грустный зайчик

Веселый зайчик – испуганная лиса.

Найдите себе пару по цвету. Посмотрите на обе картинки.

Воспитатель: Как вы думаете, у вас начало или конец сказки? Почему?

Кто хочет показать своих зайчика и лисичку?

Двое детей показывают начало сказки, двое – конец.

• Первый вариант

Лиса:

Движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны.

Мимика: хитрое выражение лица.

Зайчик:

Движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает.

Мимика: грустное лицо.

• Второй вариант

Лиса:

Движения: руки широко распростерты, убегает.

Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Зайчик:

Движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

Лиса: Вот так я петушка испугалась и из сказки убежала. Только мне ведь возвращаться некуда, нет у меня домика! Бедная я, несчастная! (плачет)

Воспитатель: Мы можем тебе помочь, но только если ты исправишься и будешь не злая, а (какая?) добрая, не хитрая, а бесхитростная, не лживая, а правдивая, не жадная, а щедрая. (дети подсказывают слова-антонимы)

Лиса: Обещаю исправиться!

Воспитатель: Ну тогда построим тебе избушку!

Звучит веселая музыка. Дети под музыку строят из модулей домик. Воспитатель сажает в него лисичку.

Воспитатель: Пора нам и домой возвращаться.

Ли-са хлопни,

Ли-са топни,

Вокруг себя обернись

И домой воротись!

(Движения по тексту)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Захотелось ли вам показать мамам и папам сказку «Заюшкина избушка»?