Конспект занятия «Во поле береза стояла».

Автор: Суслова Елена Вадимовна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида

Населенный пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область

Тема: «Во поле береза стояла». Конспект занятия по аппликации в старшей группе с детьми с ОНР.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Закрепление детьми, освоенной ранее, техники симметричного вырезывания.

Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о весенних изменениях, происходящих в природе; закрепить названия лиственных и хвойных деревьев.
2. Развивать устную речь, внимание, память.
3. Формировать у детей умение создавать выразительный образ весенней природы,
используя способ симметричного вырезывания деревьев из бумаги, сложенной вдвое.
4. Развивать чувство формы, композиции, эстетическое восприятие.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
7. Воспитывать интерес к аппликации, усидчивость, умение доводить начатую работу
до конца.

Предварительная работа:
Провести беседу о весне, обратить внимание на то, как меняются деревья в течение года;
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением лиственных и хвойных деревьев;
Наблюдения за ветками березы;
Разучивание пальчиковой гимнастики «Деревья»;
Слушание музыкальных произведений «Весна. Звуки природы»;
Чтение художественной литературы: А. Н. Толстой «Пришла весна»; В. Сутеев «Весна»;
В. Бианки «Март», «Апрель», «Май» (Синичкин календарь), «Этажи леса»;
Н. Павлова «Весной».
Во второй половине дня, вечером, предложить детям подготовить цветную основу для картины (раскрасить белую вставку цветными карандашами, выделив небо и землю).

Оборудование и материалы:
Образец воспитателя, заготовки макетов картин (белая вставка 16х24 см. на зеленом картоне), заготовки зеленые трех тонов размером 5х10см., 5х10, 7х9 см., 2 прямоугольника белого цвета 1х4 см., прямоугольник коричневого цвета размером 1х2 см., квадрат желтого цвета 3х3 см., цветные карандаши, ножницы, клеенка на стол, клей, салфетка.
Музыкальное сопровождение «Весна. Звуки природы»

Организация образовательной деятельности

1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Дети: Березка.
Воспитатель:
Письмами летят крылатки,
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон,
Для кого их пишет…
Дети: Клен.
Воспитатель:
И гадать не надо даже —
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет,
То, что жёлуди на нем!
Дети: Дуб.
Воспитатель:
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Дети: Рябина.
Воспитатель: Ребята, как же назвать «одним» словом, про что были все эти загадки?
Дети: Про деревья.
Воспитатель: Расскажите, что происходит весной в природе с деревьями.
Дети: Сначала набухают почки, а потом появляются зеленые листочки.
Воспитатель: А вам нравится время года — весна?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем оно вам нравится?
Дети: называют и перечисляют признаки весны.
Воспитатель: Да, ребята, весна – это прекрасное время года, когда вся природа оживает и пробуждается ото сна и все становится зеленым: и трава, и кусты, и деревья. И мы сегодня
с вами сделаем красивые весенние картины. Вы вчера раскрасили цветными карандашами и подготовили фон для наших картин, а сейчас вам надо будет, вырезать и наклеить деревья.
Физкультминутка «Березки на поляне» (автор: Суслова Е. В.)
Белые березки в ряд, — дети выполняют движения
Словно девицы стоят, по тексту стихотворения.
Раскрывают свои почки,
Тянут к солнышку листочки,
На ветру качаются,
К земле наклоняются.
Ствол закрыли своей кроной,
И кудрявой, и зеленой,
Листиками шелестят,
Всем понравиться хотят.

2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите на мою картину (образец воспитателя), какие деревья вы на ней увидели?
Дети: Березки и ель.
Воспитатель: У вас в розетках лежат заготовки для этих деревьев. Выполнять аппликацию вы сегодня будете способом симметричного вырезывания, из бумаги, сложенной пополам.
Воспитатель: Но сначала поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Деревья» (автор: Суслова Е. В.)
Разные деревья в Дзержинске вырастают, — стучат попеременно кулачками
Их все люди любят, их все люди знают: — и хлопают в ладоши;
Береза, тополь, клен, рябина, — загибают поочередно пальчики, сначала
Дуб, черемуха, осина. – на правой, затем на левой руке, начиная
Сосна и ель в лесу растут, — с большого пальца.
К себе нас манят и зовут. – выполняют движения по тексту.
Угостит нас лес грибами,
Ягод вкусными плодами.
Нужно дивный лес беречь,
Не рубить его, не жечь.
Каждый с детства должен знать –
Деревья надо охранять!

Работа детей.
3.Заключительная часть.
По окончании работы рассмотреть с детьми, получившиеся весенние пейзажи, похвалить детей, проявивших творчество в работе.
Воспитатель: Как красивы, получились у вас белоствольные березки, и мне хочется закончить наше занятие и прочитать вам, стихотворение, про русскую березку:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. Прокофьев.

Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы».
2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».
3. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду».
4. Сайт «Воспитатель»