Конспект занятия «Зимующие птицы».

Автор: Годнева Анастасия Евгеньевна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №22» городского округа Кинешма

Населенный пункт: г. Кинешма, Ивановская область

Тема: Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи:

— расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;

— активизации познавательных интересов;

— развивать умение согласовывать числительные с существительными;

— развитие связной речи;

Коррекционно-развивающие задачи: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи:

— способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:картинки с изображениями птиц с QR-кодом на обратной стороне на магнитах, кубик с цифрами и изображениями птиц, кормушка с птицами, картинки с отличительными частями тела зимующих птиц, схема для описательного рассказа.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждут увлекательные приключения, веселые игры и много всего интересного. Я хочу, что бы у вас всё получилось и целый день было хорошее настроение!

— Собрались ребята в круг
Слева-друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

II. Основная часть

1. Объявление темы занятия.

— Кто зимнее слово называет, тот картинку получает. (Логопед раздает предметные картинки зимующих птиц на магнитах: ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел)

— Вокруг себя повернись и в птичку превратись.

Деление слов на слоги

— Свою птичку называй, количество слогов определяй. (Дети стоят в кругу, игра начинается по часовой стрелке).

— Как одним словом можно назвать птиц, изображенных на картинках? (Зимующие птицы)

-Почему их так называют? (Остаются у нас зимовать)

— Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

-Зимующие птицы подготовили для нас интересные задания.

— Летите скорей в свои гнездышки. (Дети убегают на свои места за столами).

2. Игра с кубиком «Сколько птиц?». Употребление существительных с числительными.

Обменяйтесь картинкой птиц со своей парой.

А сейчас мы с вами их посчитаем. Кубик кидай – птиц называй.

(Дети по очереди кидают кубик, на гранях которого изображены цифры и называют, то количество своей птицы, которое выпадет: 5 снегирей, 4 голубя, 2 вороны и т.д.)

3. Игра «Птичий концерт».

— Переверните своих птиц, что там нарисовано? (Ответ детей: закодированные знаки, символы, рисунок)

— Это птичьи голоса. Хотите их услышать и спеть?

(Логопед с помощью программы на телефоне QR-сканер помогает детям услышать пение каждой птицы и пропеть все вместе).

— Дети, мы должны зимой помогать птицам? Как?

— Холодно и голодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки. Давайте узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику).

Всем хватило зёрнышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки).

III. Составление предложений.

Игра «Кого чем угостим?»

— Всех этих птиц надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы?

— Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

IV. Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»

Птички прыгают, поют. «поют»

Птички крошки собирают, «собирают»

Зернышки клюют. «клюют»

Перышки почистили, «чистят»

Клювики почистили,

Дальше полетели «улетают»

И на место сели. «садятся».

V. Развитие связной речи.

— Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

(Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

— Название птицы

— Какая это птица? Зимующая или перелетная?

— Эта птица крупная или мелкая?

— Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

— Чем питается зимой?

— Какую пользу приносит эта птица?)

(Дети составляют описательные рассказы).

VI. Закрепление материала.

Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру «Назови по части целое» и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).

VII. Рефлексия.

Если вы справились со всеми заданиями, у вас всё получилось, то прикрепите свою птичку высоко в небе, если что-то было для вас трудно, то разместите свою птицу на дереве, если было очень тяжело – на сугроб.