«Короли звуков».

Автор: Горянина Ольга Алексеевна

Образовательное учреждение: МБДОУ № 306

Населенный пункт: г. Самара, Самарская область

Тема: Конспект НОД в группе (подготовка к обучению грамоте в старшей группе) «Короли звуков».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Автор разработки: Горянина О.А.

Возрастная категория: 5-6 лет

Время проведения: февраль 2018г.

Цель: освоение звукового анализа слова.

Задачи:

Познавательное развитие –

Формировать умение ориентироваться в звуковой системе языка;
Развивать мелкую моторику и зрительно – пространственное и логическое мышление, память, речь, внимание.
Социально-коммуникативное развитие –

Закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках и буквах.
умение работать в команде, договариваться.
Физическое развитие –

Содействовать развитию двигательной деятельности.
Методы и приемы:

практический – составление схем в слове;

словесный – вопросы, беседы, пояснения;

игровой – дидактическая игра;

Приемы оценки и самооценки: поощрение.

Оборудование и материал: две короны твердого и мягкого звука, карточки со слогами, карточки со словами, мальберт, тетради в клеточку по количеству детей, цветные карандаши, схематические карточки на магните, таблица твердых согласных звуков и мягких согласных звуков.

Виды деятельности:

Двигательная– физкультминутка «Шёл король по лесу;
Коммуникативная — конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения;
Игровая – игра дидактическая «Соотнеси предмет», «Найди своего Короля по звуку»

Ход занятия

Воспитатель:

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте!

Воспитатель:

Повторение пройденного материала:

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)

Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)

Воспитатель: Жили два короля Ном и Ним.

Дети с помощью считалочки выбирают королей.

Считалочка: «НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ»
На золотом
Крыльце
Сидели:
Царь,
Царевич,
Король,
Королевич,
Сапожник,
Портной.
Кто
Будешь
Такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых
И честных людей!

Предварительно детям на стулья разложены карточки слоги твердыми и мягкими согласными.

Воспитатель: ребята у короля Нома твердого звука и у короля Нима мягкого звука замки стояли рядом, их объединял тоннель, для того чтобы можно было ходить друг другу в гости. Как и у каждого короля у них были придворные, в один из солнечных дней придворные гуляли и заплутались.

Ребята,давайте поможем, придворным вернутся к своим королям.

Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.

Игра «Найди своего Короля по звуку»

Дети (придворные) берут карточки со слогами произносят в слух определяют какой звук и решают, к какому королю относится этот звук, к твердому или мягкому согласному звуку.

ня, но, ну, не, пи, по, пы, ри, ра, ре, се, си, су, со.

Дети разделились на две команды.

Воспитатель: король Ним любит заниматься спортом, и у него было много спортивного инвентаря, игр, а король Ном любит баловаться плюшками и у него много сладостей.

Ребята, какие слова, по смыслу и с каким согласным звуком относятся к нашим королям?

На мольберте в вперемешку расположены карточки с надписью и изображением предмета (гиря, вафля, мяч, велосипед, конфета, кегли, теннисная ракетка, сахар, торт, мороженное, шоколад)

Физкультминутка от короля Нима «Шёл король по лесу»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай, король, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Воспитатель:

Ребята, вы такие молодцы справились с заданием, но короли решили узнать, как вы закрепили твердые и мягкие согласные. В замке стоят столы и я предлагаю за них сесть.

Дети садятся по командам. На столе приготовлены тетради. Дети берут синий, зелёный и красный карандаш.

Команде короля Нима начертить схему к слову – замок.

Команде короля Нома подобрать схему к слову – сад.

Двум командам необходимо зарисовать в схеме не достающие звуки.

Команды меняются местами и проверяют друг друга, правильно ли они справились с заданием.