«Кроватки для трех медведей».

Автор: Щербинина Екатерина Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 5»

Населенный пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

Тема: Конструированию из строительного материала «Кроватки для трех медведей».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Создание условий для формирования у детей стремления конструировать по заданному условию.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представления о кровати как предмете мебели, созданном людьми для комфортного и здорового сна. Расширить опыт конструирования кроватки. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию (размеру медведей). Продолжать знакомить с бруском. Предложить бруски разного размера в качестве условных заместителей трех медведей и моделирования ситуации. Помочь установить ассоциативные связи между реальными кроватками (для людей), игрушечными кроватками (для игрушек) и детскими постройками.

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек с помощью предметов-заместителей.

Материалы, оборудование. Дети делятся на 2 малые группы по 3 ребенка в каждой. Для каждой группы приготовлены наборы деталей: бруски разной длины для моделирования медведей; кирпичики длинные и короткие, полукубики и бруски (длинные и короткие) для конструирования двух видов кроваток трех размеров.

Демонстрационный материал: три матрешки разного размера, 3 бруска разной длины; карточка №4 из комплекта «Демонстрационный материал. Конструируем в зимний период. Средняя группа»; иллюстрации к сказке «Три медведя» (в обр. Л.Н. Толстого) и фотографии с изображениями кроваток.

Базовые понятия и способы. Представление о том, что кровать – это предмет мебели для отдыха и сна, имеющий особую конструкцию (матрац, спинки, ножки). Способность использовать предметы-заместители. Умение конструировать разные предметы мебели (в т.ч. кровать) и трансформировать постройки по заданным параметрам (длина, высота, ширина).

Мотивация:

— Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришла Машенька. Из какой сказки вы догадались?

— Маша мне поведала, что очень сожалеет о том, что в доме у медведей она устроила беспорядок, и хотела бы исправить свою ошибку. Она пришла сегодня к нам в группу с просьбой помочь ей построить сказочные кроватки для медведей. Дети, поможем Машеньке?

— Посмотрите на фотографии кроватей. Все они имеют одинаковые составные части: основание, 2 спинки, ножки. Ребята, посмотрите, на иллюстрацию к сказке «Три медведя» (спальня с кроватками). Кровати по размеру одинаковые? Почему? (Потому что папа медведь большой и кровать у него самая большая……..)

— Давайте подумаем, из чего мы можем построить кровати? (Из деревянного конструктора)

Я вам предлагаю построить, а Машенька выберет те кровати, которые ей понравятся. Один ребенок построит кроватку для Михаила Ивановича, другой – для Настасьи Петровны, а третий – для Мишутки. Итак, у нас будет 2 команды. Есть и 2 вида рисунков кроватей. Давайте их рассмотрим. Какие строительные детали и сколько нам понадобятся для строительства 1 вида кроватей. Чем будут отличаться кровати между собой? (ответы детей) Какие строительные детали и сколько нам понадобятся для строительства 2 вида кроватей. Чем будут отличаться кровати между собой? (ответы детей)

— Дети, на столах вы видите строительный материал.

-Вот это длинный и короткий кирпичики. Это два кирпичика. Накладываю короткий кирпичик на длинный: один кирпичик короткий, а другой длинный (провожу рукой).

— Так и надо их называть: короткий кирпичик, длинный кирпичик.

Посмотрите, дети, как сделана большая кроватка. Внизу полукубики: с одной стороны два полукубика и с другой два. На полукубики положен длинный кирпичик. Из чего сделаны спинки кровати? (Показываю их.) (Дети говорят, что спинки сделаны из коротких кирпичиков.) Сколько кирпичиков у одной спинки? (Два.)

— Чтобы нам легче было договориться, кто в какой команде будет строить, я приготовила круги и квадраты разного цвета и размера. Желтые круги -1 команда, а зеленые квадраты – 2 команда. Размер фигуры указывает, для кого из медведей строить. Я подойду к вам, а вы возьмёте фигуру, какую захотите.

— Посмотрите на эти матрешки. Они стоят по росту, начиная с самого высокого. Далее средняя матрешка и маленькая. Вот как в сказке про трех медведей. Представьте, что вот эти бруски -это заколдованные медведи: они не похожи на медведей живых или игрушечных, но зато мы можем их узнать по росту (высоте). Возьмите, пожалуйста, свои брусочки-медведи, в соответствии с выбранными геометрическими фигурами (жетонами). Большой круг –это высокий брусок, Средний круг –средний брусок, и, соответственно, маленький круг – это самый низкий (короткий) брусок. Выстроите их по росту.

Теперь вы сами сделайте кроватку. Когда начнете делать кроватку, примерьте брусок и посмотрите, умещается ли он на ней.

Напоминаю детям, что сначала нужно подумать, какой материал понадобится, а затем брать его.

Самостоятельная работа.

В процессе работы наблюдаю за тем, чтобы дети правильно отбирали детали для кроватки и аккуратно присоединяли одну деталь к другой, поощряю детей за продуманный отбор материала, за умение определять длину кроватки.

Рефлексия:

— Вижу, с работой вы уже справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво будет в доме у трёх медведей.

— Расскажи, Маша, для кого ты построила кроватку? Какие детали конструктора тебе понадобились?

— Что строил, Илья? Расскажи, с чего ты начал строить?

— С чего начал свою постройку, Захар?

— Ксюша, расскажи о своей постройке.

— Ребята, как мы помогли Машеньке?

— Построили новые кроватки, красиво их расставили и навели порядок в спальной.

— Что сложного сегодня было для вас?

— А как вы думаете, почему у нас получилось все выполнить верно? (потому что работали дружно)

А Маша, в благодарность, хочет вам подарить свою игру.

По окончании стройки предлагаю детям поиграть, дополнить свои постройки другой мебелью из сказки. Предложить построить стулья и стол для медведей.