«Мои помощники – органы чувств».

Автор: Крылова Людмила Эдуардовна

Образовательное учреждение: ГБОУ лицей №64

Населенный пункт: г. Санкт — Петербург

Тема: Урока окружающего мира в 1 классе «Мои помощники – органы чувств».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель : познакомить детей с органами чувств человека.

Оборудование: ПК, доска, документ-камера, проектор, раздаточный материал ( иллюстрации: «найди отличия» , «соедини слова в столбиках»), ручки, стаканчики с ватными дисками (запах лимона, чеснока, лука) , волшебный мешочек (ложка, мягкая игрушка, бигуди, ножницы) три стакана с водой ( сладкой, обычной, соленой), одноразовые ложки, салфетки.

Форма работы : фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Планируемый результат

Предметные умения:

— иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

— исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

— узнать роль и специфику разных органов чувств;

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— работать по предложенному плану, инструкции;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)

Ход урока.

Подводящий диалог.

— Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

( СЛАЙД-ЛАБОРАТОРИЯ)

— Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

— Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица) (СЛАЙД человечка)

— Чем он интересен? Что же в нем странного?

Выдвижение проблемы.

— А нужны эти части тела ему? (Конечно)

— Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи.

-Ребята, посмотрите внимательно на этого человечка и скажите, что будет являться объектом исследования лаборатории сегодня?

-Совершенно верно. Будем проводить исследования для определения- какую роль играют закрытые органы, что нужно делать , чтобы их сберечь.

— А точнее «Наши помощники – органы чувств » ( СЛАЙД)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.

— А я буду вашим помощником.

— Капитаны подойдите ко мне за заданиями. (капитаны получают задания)

— Итак мини- лаборатория начинает свою работу. Ребята, вы заходили в класс с фишками разного цвета. Что они означают?( означают цвета светофора)

— Давайте быстро вспомним, что означают эти цвета……

— Молодцы. Будем работать в трёх группах. Представители от групп, подойдите и возьмите бланки заданий и всё, что необходимо для выполнения задания. Как только группа выполнит задание, необходимо поднять сигнальный флажок.

Работа в группах (группы по картинкам)-3 группы ( красный, жёлтый, зелёный кружочки )

1 группа.

Определить, какая вода находится в стаканах. Ответить на вопросы.

1. Определить, какая вода находится в стаканах.

2. Какой орган нам помог выполнить задание ?

3. Какова функция этого органа?

4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?

2 группа .

Определить, чем пахнет в стаканах. Ответить на вопросы.

1. Определить по запаху, что может находиться в стаканах.

2. Какой орган нам помог выполнить задание ?

3. Какова функция этого органа?

4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?

3 группа.

Определить, что находится в мешочке. Ответить на вопросы.

1. Определить на ощупь, что может находиться в мешочке.

2. Какой орган нам помог выполнить задание ?

3. Какова функция этого органа?

4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?

(время на выполнение заданий)

-Подведём итоги первого этапа исследования. Пожалуйста, представители групп, доложите о результатах исследования.

Работа в паре .

-Молодцы, ребята. Продолжаем свою исследовательскую деятельность. Для следующего исследования будем работать парами. Каждая пара должна найти на рисунках 5 отличий. Какая пара раньше справится –поднимает сигнальный флажок.

-Я вижу все справились, проверим качество на документ-камере.( проверка)

-Ребята, а какой орган нам помог выполнить это задание? (выполнить это задание нам помогли глаза).

-Скажите, зачем нам нужны глаза? (при помощи глаз мы видим окружающую среду)

-Какие правила гигиены глаз вы знаете ?

Фронтальная работа.

-Продолжаем исследование. Вашему вниманию предлагается следующий слайд (музыка)

— Скажите, а какие органы чувств помогают нашему восприятию сейчас? (глаза-орган зрения и уши –орган слуха)

— Скажите, какую роль играют уши в жизни человека?

-Какие правила гигиены органов слуха вы знаете?

Индивидуальная работа.

— В завершении нашего исследования проведём блиц-опрос по карточкам. Возьмите в руки карточки и ручки. Выполните задание.

— Чтобы проверить, поменяйтесь карточками, а ….проверит работу…..

Проверка по документ-камере.

Рефлексия.

— А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки даны чтобы трудиться,

А носик — запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Итог урока.

— Вот и закончилось наше исследование. Ребята, что мы должны запомнить из нашего занятия?( что нужно беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены)

— Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

— Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.