Автор: Крылова Людмила Эдуардовна
Образовательное учреждение: ГБОУ лицей №64
Населенный пункт: г. Санкт — Петербург
Тема: Урока окружающего мира в 1 классе «Мои помощники – органы чувств».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель : познакомить детей с органами чувств человека.
Оборудование: ПК, доска, документ-камера, проектор, раздаточный материал ( иллюстрации: «найди отличия» , «соедини слова в столбиках»), ручки, стаканчики с ватными дисками (запах лимона, чеснока, лука) , волшебный мешочек (ложка, мягкая игрушка, бигуди, ножницы) три стакана с водой ( сладкой, обычной, соленой), одноразовые ложки, салфетки.
Форма работы : фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Планируемый результат
Предметные умения:
— иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
— исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
— узнать роль и специфику разных органов чувств;
Личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— работать по предложенному плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— осуществлять самоконтроль;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская мудрость)
Ход урока.
Подводящий диалог.
— Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
( СЛАЙД-ЛАБОРАТОРИЯ)
— Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
— Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица) (СЛАЙД человечка)
— Чем он интересен? Что же в нем странного?
Выдвижение проблемы.
— А нужны эти части тела ему? (Конечно)
— Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
-Ребята, посмотрите внимательно на этого человечка и скажите, что будет являться объектом исследования лаборатории сегодня?
-Совершенно верно. Будем проводить исследования для определения- какую роль играют закрытые органы, что нужно делать , чтобы их сберечь.
— А точнее «Наши помощники – органы чувств » ( СЛАЙД)
Учебные действия «Открытие новых знаний»
-У каждой группы будет свое задание.
— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
— А я буду вашим помощником.
— Капитаны подойдите ко мне за заданиями. (капитаны получают задания)
— Итак мини- лаборатория начинает свою работу. Ребята, вы заходили в класс с фишками разного цвета. Что они означают?( означают цвета светофора)
— Давайте быстро вспомним, что означают эти цвета……
— Молодцы. Будем работать в трёх группах. Представители от групп, подойдите и возьмите бланки заданий и всё, что необходимо для выполнения задания. Как только группа выполнит задание, необходимо поднять сигнальный флажок.
Работа в группах (группы по картинкам)-3 группы ( красный, жёлтый, зелёный кружочки )
1 группа.
Определить, какая вода находится в стаканах. Ответить на вопросы.
1. Определить, какая вода находится в стаканах.
2. Какой орган нам помог выполнить задание ?
3. Какова функция этого органа?
4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?
2 группа .
Определить, чем пахнет в стаканах. Ответить на вопросы.
1. Определить по запаху, что может находиться в стаканах.
2. Какой орган нам помог выполнить задание ?
3. Какова функция этого органа?
4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?
3 группа.
Определить, что находится в мешочке. Ответить на вопросы.
1. Определить на ощупь, что может находиться в мешочке.
2. Какой орган нам помог выполнить задание ?
3. Какова функция этого органа?
4. Что нужно делать, чтобы сберечь этот орган?
(время на выполнение заданий)
-Подведём итоги первого этапа исследования. Пожалуйста, представители групп, доложите о результатах исследования.
Работа в паре .
-Молодцы, ребята. Продолжаем свою исследовательскую деятельность. Для следующего исследования будем работать парами. Каждая пара должна найти на рисунках 5 отличий. Какая пара раньше справится –поднимает сигнальный флажок.
-Я вижу все справились, проверим качество на документ-камере.( проверка)
-Ребята, а какой орган нам помог выполнить это задание? (выполнить это задание нам помогли глаза).
-Скажите, зачем нам нужны глаза? (при помощи глаз мы видим окружающую среду)
-Какие правила гигиены глаз вы знаете ?
Фронтальная работа.
-Продолжаем исследование. Вашему вниманию предлагается следующий слайд (музыка)
— Скажите, а какие органы чувств помогают нашему восприятию сейчас? (глаза-орган зрения и уши –орган слуха)
— Скажите, какую роль играют уши в жизни человека?
-Какие правила гигиены органов слуха вы знаете?
Индивидуальная работа.
— В завершении нашего исследования проведём блиц-опрос по карточкам. Возьмите в руки карточки и ручки. Выполните задание.
— Чтобы проверить, поменяйтесь карточками, а ….проверит работу…..
Проверка по документ-камере.
Рефлексия.
— А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки даны чтобы трудиться,
А носик — запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока.
— Вот и закончилось наше исследование. Ребята, что мы должны запомнить из нашего занятия?( что нужно беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены)
— Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
— Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.