НОД по лепке в подготовительной группе на тему «Народные игрушки».

Автор: Саксина Светлана Ивановна

Образовательное учреждение: МБДОУ Выездновский детский сад №1

Населенный пункт: р.п. Выездное, Нижегородская область

Тема: НОД по лепке в подготовительной группе на тему «Народные игрушки».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: приобщать детей к народному творчеству, развивать творческие способности.

Задачи:

Закреплять представления о процессе создания игрушек.

Формировать умение работать с глиной, пластилином, учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, аккуратность, развивать творческую инициативу.

Ход занятия.

Группа оформлена в виде ярмарки.

1 стол-матрешки разных видов.

2 стол – посуда из хохломы.

3 стол-глиняные игрушки.

За прилавками стоят дети(продавцы) в шапочках.

Звучит русская народная музыка.

Восп.: Здравствуйте, дорогие гости, желанные, долгожданные! Приглашаем вас на нашу ярмарку!

Входят дети в зал. Продавцы зазывают посмотреть, купить свой товар:

Все! Все! Все! Все на праздник!

Ярмарку — начинаем, гостей приглашаем!

1реб.:

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Красивые игрушки.

2 реб.:

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо — предъявите хорошее настроение!

3 реб.:

Тары-барырастобары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

Дети поют песню « Ярмарка, ярмарка…»

Выходит коробейник Иван, плачет.

Восп.: Что случилось у тебя,

По виду ясно, что беда?

Иван: На ярмарку ехал, товар весь разбил.

Вас прошу я мне помочь,

Не гоните меня прочь.

Восп.:Ой, друг милый, милости просим тебя к нам в детский сад.

А какой же товар у тебя был?

Иван: А были у меня глиняные игрушки.

Восп.: Ребята, как же мы можем помочь коробейнику?

Дети: Принести из группы.

Восп.: Но в группе глиняных игрушек мало, с чем же он пойдет на ярмарку?

Дети: Принести из дома.

Восп. Не у всех такие игрушки есть дома.

Дети: Может быть, нам их склеить?

Восп.: Но они разбились на очень мелкие осколки!

Дети: Вылепить самим!

Восп.: Ребята, давайте поможем коробейнику, вылепим игрушки. Но прежде чем ему помочь, нужно вспомнить, какие виды народных игрушек вы знаете и каковы их характерные особенности?

1 слайд (Дымковские игрушки)

Восп.: Ребята, кто знает, как называются такие игрушки?

Дети: Дымковские.

Восп.: Откуда пришли к нам эти красивые, яркие игрушки?

Дети: Они пришли к нам из села Дымково, которое стоит на берегу реки Вятки. Их называют ласково «дымочкой».

Восп.: Из каких элементов состоят узоры дымковской росписи и что они обозначают?

Ребенок. Элементы росписи дымки – это древние символы языческой веры. Круг – символ солнца и каравая хлеба.

Ребенок. Точки – звёзды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.

Восп.: Какие цвета используют умельца при росписи дымковских игрушек?

Ребенок. А игрушки мы расписываем красным, синим, оранжевым, желтым, зеленым цветом. Черный берем как дополнительный.

2 слайд (Филимоновские игрушки)

Восп.: Что это за игрушки?

Дети: Это филимоновские игрушки.

Восп.: Почему эти игрушки так назвали?

Дети: Их назвали в честь горшечника Филимона, который нашел залежи высокосортной глины.

Восп.: Что это за глина?

Дети: Это специальная пластичная глина «синика», дающая при обжиге белый цвет.

Восп.: Назовите их характерные особенности.

Дети: Для филимоновских игрушек характерны удлиненные формы, чередующиеся цветные полосы, геометрические узоры.

Восп.: Какие цвета используют мастера при изготовлении филимоновских игрушек?

Дети: Все яркие цвета — малиновый, желтый, синий, зеленый.

3 слайд ( Каргопольские игрушки)

Восп.: Назовите игрушки, изображенные на слайде.

Дети: Каргопольские игрушки.

Восп.: Скажите, почему их так назвали?

Дети: Название пошло от названия города Каргополь, где они изготавливались.

Восп.: Назовите характерные особенности каргопольских игрушек.

Дети: Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, мужиков с бородами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ.

Старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Узоры игрушек были простые: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, круг в кругу с синей точкой в центре.

Коробейник. Да, молодцы, ребята много всего вы знаете.

Ну, хватит рассуждать,

Пора и поиграть!

Предлагаю дружно встать ,

В «Гори, ясно поиграть»!

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

Восп.: Ребята, русские мастера не только умели веселиться и играть, но также умели и хорошо работать. Ребята, а вы согласны быть мастерами?

Дети: Да!

Восп.: Ребята, а теперь занимайте свои места, сейчас мы с вами вспомним основные способы лепки игрушек.

Слайд ( Пластический способ)

Восп.: Ребята, назовите способ лепки, который здесь представлен.

Дети: Пластический способ. Это когда все части вытягиваются из одного куска глины или пластилина. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве.

Слайд (Конструктивный способ)

Восп.: А здесь какой способ лепки изображен?

Дети: Конструктивный способ. Таким способом игрушка собирается ,как конструктор, из отдельных частей. Таким образом по частям в дымковской игрушке лепятся козлики, кони, барыня, всадники.

3 слайд (Комбинированный способ)

Восп.: Что это за способ лепки?

Дети: Комбинированный способ. Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, лепится отдельно бородка и гребешок.

Восп.: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.

Восп.:А теперь настало время потрудиться и помочь коробейнику. Присаживайся, дорогой гость и ты с нами.

Восп.: Вот теперь можно приступить к работе.

(Во время работы звучит русская народная музыка)

Индивидуальная работа. Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Восп.: Матвей, ты какую игрушку задумал слепить?

Ребята, не забывайте пользоваться водой.

Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.

Восп.: Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.

Дети:

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Глину не мять – игрушек не видать.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Восп.: Ребята, в старину игрушки делали не только из глины.

Из чего еще делали игрушки?

Дети: из лоскутков ткани, мочала, дерева.

Восп.: А мы с вами знаем песню «Во поле береза стояла», давайте споем ее.

Самостоятельная работа детей. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают).

Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.

Восп.: Ну что, ребята, закончили свою работу?

Дети: Да!

Восп.: А кто хочет рассказать о своей игрушке?

Ребенок: Я слепил коня комбинированным способом, украсил его при помощи стеков. Позднее я раскрашу его элементами дымковской росписи.

Восп.: А теперь, ребята, давайте поставим все наши игрушки на поднос и полюбуемся ими.

Наташа, тебе какая игрушка больше нравится? Почему?

Восп.: В следующий раз мы украсим наши игрушки росписью и при помощи способа налепа и подарим коробейнику.

Восп.: Доволен ли ты нашим творчеством, дорогой гость?

Коробейник: Очень доволен! Какие красивые игрушки у вас получились! Еще лучше, чем у меня были!

Восп.: Делу время – потехе час.

Надеемся, что не скучали вы у нас!

Мы будем с нетерпением вас ждать,

Приходите в гости к нам опять!