Автор: Ларькова Ольга Васильевна
Образовательное учреждение: МАДОУ ЦРР — детский сад «Теремок»
Населенный пункт: Мамоново, Калининградская область
Тема: НОД по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 28.03.2019
I. Организационно-мотивационная часть (4 мин.).
Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать на включение в деятельность.
Игра «Передай по кругу» (ритуал приветствия) (1.30 мин.)
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Педагог-психолог:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательное утро и очень хочется начать нашу встречу с приятных и добрых слов. А поможет нам в этом наш волшебный мячик. А волшебный он потому, что он невидимый. Сейчас мы будем передавать на волшебный мяч друг другу по кругу. Когда в ваших руках окажется мячик, вы должны поздороваться и пожелать что-нибудь хорошее, затем вы передаете мяч следующему и т.д.
Молодцы, поприветствовали друг друга и настроились на занятие!».
Упражнение «Собери портфель» (1.30 мин)
Цель: формирование положительного отношения к школе, развитие слуховой памяти.
Педагог-психолог:
«Ребята, сегодня мы с вами пойдем в школу, мы будем первоклассниками, и у нас будет настоящий урок. Но для начала нам необходимо приготовить портфель. У меня есть изображение портфеля. Сейчас мы по кругу будем передавать этот «портфель» и называть те школьные принадлежности (предметы), которые нужны ученику. Итак, первый участник называет предмет, который необходимо положить в портфель и передает картинку следующему ребенку. Следующий участник должен повторить предмет предыдущего ребенка и добавить свой и т.д.
Молодцы! Портфель мы с вами собрали, теперь нам пора отправляться в школу. А сделаем мы это с помощью нашего воображения и фантазии».
Игровая ситуация «Мы первоклассники» (1 мин.).
Цель: введение дошкольников в «школьный мир». Развитие фантазии и воображения.
Педагог-психолог:
«Закрываем глаза. Вы спите крепким сном в своей мягкой постели под теплым одеялом. Но вот вы услышали, что звонит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы встаете, надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок. Звенит школьный звонок, значит, начинается урок! Открываем глаза.
Ребята, вставайте на ножки, проходите в наш класс и присаживайтесь за школьную парту».
II. Основная познавательно-развивающая часть (22 мин.).
Игра «Четвертый лишний» (2 мин).
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.
Педагог-психолог:
«Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться картинки, три из которых можно объединить в одну группу, а одна из них лишняя. Вам нужно будет внимательно посмотреть и определить лишнюю картинку. Молодцы!».
Упражнение «Пальчиковая гимнастика» (1 мин.).
Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, выполнению графических заданий.
Педагог-психолог:
«А сейчас мы сделаем с вами гимнастику для наших пальчиков, тем самым подготовим наши руки к письму, рисованию различных узоров. Я вам буду показывать, а вы за мной повторяйте. Приготовьте все свои ручки».
— греем ладошки (дети потирают ладони друг о друга);
— моем ручки (дети делают движения, похожие на мытье рук);
— «утюжок» (дети по очереди гладят ладошки кулачком);
— «пальчики здороваются» (дети касаются по очереди пальчиками рук, каждый пальчик касается больших пальцев);
— «замок» (дети скрепляют пальчики между собой образуя замочек);
— «кулачки» (дети по очереди сжимают и разжимают кулаки);
— «лепим колобка» (дети катают колючий мячик в ладошках).
Упражнение «Дорожки» (1 мин.).
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Педагог-психолог:
«Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточка с изображением изогнутых дорожек. Вам нужно указательным пальцем левой и правой руки провести по этим дорожкам. Покажите мне, где у вас указательный палец? Правая рука? Левая рука? Приступаем к выполнению».
Упражнение
«Графический узор, путешествие волшебного карандаша» (4 мин.).
Цель: развитие мелкой моторики, графических навыков.
Педагог-психолог:
«Ребята, посмотрите, я сейчас всем дала карточки с разными узорами. Ваша задача, ориентируясь на образец, обвести по контуру каждый рисунок или узор и повторить (продолжить) его самостоятельно в строчке.
Молодцы, приступаем к следующему упражнению».
Упражнение «Внимание — рисуем!» (3 мин.)
Цель: развитие зрительно-моторной координации и зрительной памяти детей; развитие умения оценивать правильность выполнения друг друга.
Педагог-психолог:
«Ребята, сейчас на экране будут появляться фигуры. В течение 3 секунд вы должны запомнить ту фигуру, которая появится на экране, и зарисовать ее у себя на листе. Затем появится следующая фигура, вы снова ее должны запомнить и зарисовать и так все фигуры. Для этого у вас на столе есть чистый лист бумаги и простой карандаш. Еще вам нужно будет постараться оценить, правильно ли зарисованы фигуры друг у друга. Для этого вы поменяетесь своими листочками и поставите «+» там, где правильно и «-» там, где неправильно. Приступаем к выполнению, будьте внимательны».
Игра-физминутка «Пол — нос — потолок» (1 мин).
Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, мышечное расслабление, снятие напряжения после сложных заданий, настрой на дальнейшую работу.
Педагог-психолог:
«А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и немного подвигаться. Вставайте на ноги возле своих рабочих мест. Я вам буду называть слова «пол – нос – потолок», а вы должны показывать соответствующие слову места. Вы должны быть очень внимательными, потому что я могу вас путать и показывать не то, что называю».
— РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!
ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,
А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.
ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,
А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.
«Молодцы, ребята! Вот мы и проверили нашу внимательность, а вместе с тем и отдохнули. Присаживайтесь на свои места».
Упражнение «Хрюшки» (2 мин.).
Цель: развитие произвольного внимания.
Педагог-психолог:
«Ребята, посмотрите, я сейчас всем раздала бланки с изображением мордочек поросят. Вам необходимо среди всех мордочек найти грустную мордочку с одним ушком и зачеркнуть ее одной косой линией, а также найти веселую мордочку и обвести ее в кружок. Приступаем к выполнению».
Упражнение «Зашифрованные слова» (3 мин.)
Цель: совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.
На экране – картинки:
мухомор, аист, кукла.
Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.
Далее детям открываются скрытые картинки, с помощью которых можно составить новые слова. Если дети затрудняются сами придумать слово, то психолог зачитывает слово, а дети по одному зашифровывают слово на экране с помощью картинок.
Делаем вывод, оцениваем результат.
Педагог-психолог:
«Ребята, а теперь внимание на экран. Здесь изображены картинки. Назовите их. Сейчас вам нужно определить первый звук в каждом слове, произнести их по порядку и вы обязательно догадаетесь, какое слово здесь зашифровано.
Молодцы! У вас получилось расшифровать все слова!».
Упражнение «Узор из палочек» (работа в паре), (4 мин.).
Цель: развитие мелкой моторики, зрительной координации, развитие навыков работать в паре, согласовывать действия с партнером.
Педагог-психолог:
«Теперь приступаем к следующему упражнению, которое называется «Узор из палочек». Обратите внимание, что у вас на каждой парте лежит по одному набору счетных палочек. Это означает, что работать вам придется в паре, выполнять задание совместно согласовывая действия. Из счетных палочек вам необходимо выложить разные узоры, например, домик, елочку и др. Приступаем к выполнению. Для начала я предлагаю выложить «домик», затем «елочку», прямоугольник, треугольник.
Молодцы, ребята, справились с заданием и смогли договориться друг с другом!».
Мультимедийная гимнастика для глаз «На полянке» (1 мин.).
Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.
Педагог-психолог:
Вы, ребята, хорошо потрудились, наши глазки сегодня устали. Я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз под названием «На полянке». Сейчас на экране будут появляться разные анимированные объекты, ваша задача за ними внимательно следить. Итак, внимание на экран.
Вот мы и провели гимнастику для наших глаз».
III. Заключительная итоговая часть (4 мин.).
Рефлексия, самооценивание «Багаж знаний». (2,30 мин.).
Цель: формирование элементарных навыков самооценки (развитие умения оценивать свои результаты, проводить анализ собственной деятельности после занятия, развитие начальных навыков самоанализа).
На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки разного цвета и задаются вопросы: «Вам понравилось занятие или нет? Вы получили эмоциональный заряд или нет? Узнали что-то новое или нет? Понравились задания или нет? И т.д.». Если ответы детей положительные, то карточки прикрепляют на чемодан. Если отрицательные – то к мусорной корзине.
Педагог-психолог:
«Ребята, наш «Школьный урок» завершается и сейчас каждый из вас поочередно подойдет к доске и постарается сам себе поставить соответствующую оценку. Не забывайте и нам рассказывать о своих впечатлениях».
Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).
Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось)».
Игровая ситуация «Мы дошкольники» (1 мин.).
Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.
Педагог-психолог:
«Ну что, мои первоклассники, пора нам возвращаться в детский сад и превращаться обратно в дошкольников. Ребята, закрываем глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель и прощаетесь с одноклассниками. Вы с огромным нетерпением идете домой, чтобы поделиться с родителями своими школьными успехами.
А сейчас мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду».
Ритуал прощания. (30 сек.).
Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.
Педагог-психолог:
«В заключение нашей встречи я хотела бы пожелать вам сохранить хорошее настроение до конца этого дня. А лучше, если вы еще и поделитесь со своими близкими своими положительными эмоциями, рассказав о нашем приключении на настоящий школьный урок. Вставайте на ножки. До свидания, до новых встреч!»