Автор: Ершова Наталья Владимировна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад «Буратино»
Населенный пункт: с. Мужи, Ямало-Ненецкий АО
Тема: НОД в старшей группе «Мое имя».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цели.
Совершенствование лексического строя речи – обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» — знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «отчество», «тезка».
Формирование и совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчеств.
Развитие связной речи – активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.
Совершенствование общей и мелкой моторики – координация речи с движением.
Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Оборудование: цветы из бумаги, фотографии детей, клей, листы для рисования, карандаши.
Ввести в пассивный словарь детей слова: отчество, тезка, полное имя, короткое имя.
Ход НОД
— Я приклеиваю свою фотографию на серединку цветка, а на лепестках напишу ласковые слова, которыми меня называют родители.
— Выбирайте себе цветочек, ищите свою фотографию.
— Саша, как бы ты хотел, чтобы тебя называли ласково?
— Приклеим наши цветы на полянку, у нас получилась Поляна имен. (Магнитами на доску)
— Мы придумывали ласковые слова про себя, а сейчас я предлагаю вам назвать ласково друг друга, ласковые имена будем складывать в шкатулку.
— Рома, как бы ты назвал Сашу ласково? Клади свое ласковое слово в шкатулку.
— У нас собралось ласковых и добрых слов полная шкатулка.
— Как вы думаете, кого называют Вадим Петрович, Петр Михайлович, Елена Васильевна? (взрослых или детей)
— Взрослых называют по имени и отчеству.
— Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть? Нина, как тебя будут звать?
— Как вы узнали свое отчество? Алиса, почему твое отчество Александровна?
— Отчество дается по имени отца. Отчество от слова «отец» — папа.
— Когда мы называем имя вместе с отчеством, мы говорим полное имя. Имя бывает короткое – Рома, имя бывает полное – Роман.
— Поиграем в игру. Я буду бросать мяч и называть короткое имя, а вы будете мне мяч возвращать и называть полное имя.
Оля – Ольга Женя — … Саша — …
Наташа — … Вова — … Алеша — …
Ваня — … Толя — … Таня — …
— Скажите, у вас в группе есть дети с одинаковыми именами?
— Таких людей называют «тезки». Повторим хором это слово.
— Все имена что-то обозначают, например, мое имя Наталья обозначает «природная», имя Людмила обозначает «милая людям».
— Кто-нибудь из вас знает, что обозначает ваше имя?
— Спросите у своих родителей, что обозначает ваше имя, а завтра нам всем расскажите.
— Наши пальчики любят играть.
В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я.
Это Женя, это Саша,
Это Лиза, это Даша.
— А давайте нарисуем свой портрет, когда вы будете взрослыми, когда вас будут называть по имени и отчеству. Я помогу вам подписать.
(Беру лист бумаги и сажусь рисовать свой портрет, проговаривая, что такое портрет. Дети берут листы бумаги карандаши или краски садятся рядом рисовать свой портрет.)
— Вы не забыли, что вам нужно узнать дома у родителей?