Обобщение знаний правописания приставок и предлогов.

Автор: Костюченко Ольга Валентиновна

Образовательное учреждение: МОБУ «СОШ №3»

Населенный пункт: г. Арсеньев, Приморский край

Тема: Методический материал к уроку по обобщению знаний правописания приставок и предлогов, 3 класс.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ, ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ИХ В РЕЧИ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку
Настрой на урок

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ

Чистописание (автор Илюхина В.А.), тетрадь №3, стр. 9

— Какую букву будем повторять прописывать? (буква Ш)

— Из каких элементов она состоит?

— Объясните её написание.

— Какие соединения с буквой Ш?

— Прочитайте предложение. Какие орфограммы вам здесь встретились?

— Спишите. Найдите в предложении слово с приставкой, выделите её. Найдите предлог и подчеркните его.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слова: мороз, завтрак, дорога, дежурный, город.

Дети записывают слова, объясняют орфограммы.

4. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

— Детский поэт Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

— Сегодня нам нельзя скучать,

Нам надо тему изучать!

— Вот здесь записаны слова,

Но вот беда!

Где приставка, где предлог,

Кто бы мне понять помог?

(за)горой (по)столу (на)учить

(на)сосне (за)стучать (по)думать

— Чтобы выполнить заданье,

Надо приложить старанье.

Надо вспомнить без труда

На какие части делятся слова.

А чтобы удался урок

Еще и вспомнить про предлог.

— Итак, из каких частей состоят слова? (корня, суффикса, приставки, окончания, основы)

— Какая часть слова называется приставкой?

(Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

— Что же такое предлог?

(Предлог – это часть речи (слово). Служит для связи слов в предложении.)

— Как пишется приставка со словом? (слитно)

— Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки образуются слова.

— Образуйте от словарных слов слова с приставками.

(мороз — заморозить, завтрак – позавтракать, дорога – придорожный, дежурный – отдежурить, город – пригород)

— Как найти приставку в слове? (надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

— Как пишется предлог со словами? (раздельно)

— Что можно сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога?

(между предлогом и словом можно поставить другое слово)

— Перед какой частью речи не может быть предлога? (перед глаголом)

— Ответим на вопрос, который был в начале урока: где приставка, где предлог?

Дети распределяют слова в два столбика.

Предлог Приставка

За горой застучать

На сосне научить

По столу подумать

— Скажите, много ли на свете приставок? Возьмите листочек и запишите известные вам приставки.

Дети пишут в течение 1 минуты.

— Сравните свои приставки с моим списком. В русском языке их более 40.

— Оказывается, знать и вспомнить – это не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно с их помощью говорите. Но когда начинаете специально вспоминать их, они «приходят» в голову с большим трудом.

— Есть ли в этом списке приставки, которых вы никогда не слышали и не видели?

— От чего зависит правописание приставок? (от группы, к которой они принадлежат)

— На какие группы делятся приставки по правописанию?

(на 3 группы: — которые пишутся всегда одинаково; — написание которых зависит на звонкий или глухой начинается слово; — правописание пре-, при-.

— В какой части слова содержится основное значение слова? (в корне)

— В корне – смысл, но не весь

Главный, но не полный,

Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

— Дополните текст смысловыми приставками.

Текст у каждого ребенка на парте.

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад. (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

— Сделайте вывод, имеют ли приставки значение?

— Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку? (предлог)

— Мы немножко отдохнем

И дальше изучать продолжим

Приставки и предлоги.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Сейчас мы поиграем. Вы знаете, что в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки. Я буду называть начало, а вы придумывать: 1 вариант – слово с приставкой, 2 вариант – предлог со словом. Например, я называю от , 1 в. – отдыхать, 2 в. – от дома.

По – поездка, по полю

До – дополз, до берега

На – нашел, на столе

За – закопал, за дверью

У – уплыл, у дороги

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

— Нельзя кое-как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки,

Каждое слово «просит» проверки.

— Сейчас мы проверим, как вы научились отличать предлог от приставки. Спишите, раскрыв скобки. Выделите приставки.

(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)бежали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шел (во)двор, (в)полз (в)щель, (на)брел (на)избушку.

— Итак, чем же отличается предлог от приставки?

— Вставьте пропущенные слова.

У детей листочки.

Приставка – это _______. Стоит перед ________. Служит для ___________.

Со словом пишется ____________.

Предлог – это ________. Служит для _________. Со словом пишется ________. Предлог не пишется перед ____________.

— Прочитайте, что у вас получилось.

— Вы все молодцы!

6. ИТОГ

— Закончите предложения.

На уроке сегодня я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

Я хотел бы…