Обогащение словарного запаса детей через знакомство с классической музыкой.

Автор: Гугуева Галина Николаевна

Образовательное учреждение: МБОУ Михайловская СОШ

Населенный пункт: х. Михайлов, Ростовская область

Тема: Обогащение словарного запаса детей подготовительной группы через знакомство с классической музыкой.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 16.04.2019

Цель: Обогащение речи детей образными выражениями через знакомство с классическими произведениями.

Задачи:

1. Познакомить детей с песней.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Формировать навыки передачи музыки в движении.

4. Развивать речь.

Материалы: ведро, лейка, зеркало, маска-шапочка кота, альбом «Времена года» (Весна) А.Вивальди, песня «Дождь пойдет по улице».

Ход занятия.

Муз. руководитель: Ребята, вы сегодня, когда пришли в детский садик, здоровались друг с другом?

Дети: Да!

Муз. руководитель: А давайте ещё раз поздороваемся друг с другом и с гостями и скажем доброе утро.

Сначала мы будем говорить шёпотом….

А теперь громко……

А сейчас грустно…..

А сейчас радостно и весело….

Ну, вот мы с вами и поздоровались, а сейчас подойдем к зеркалу и разомнём наши щёчки и язычки для пения.

Артикуляционная гимнастика.

Муз. руководитель: Сейчас послушайте вступление к песне и вспомните, как она называется.

Исполняется вступление к песне «Дождь пойдёт по улице».

Муз. руководитель: О чём поётся в этой песне? (о весне)

Давайте повторим слова. (Проговорить слова 1 куплета)

Как вы понимаете слова «дождь пойдёт по улице с жестяным ведром»? Разве у дождя есть ноги?

Дети: Композитор видит дождь, как живого человека.

Муз. руководитель: А что значит «застучат по донышку капельки воды»? А хотите послушать, как они стучат? (да) (ведро с лейкой) А вот ещё строчка «тоненькие горлышки вытянут цветы». Как вы это понимаете? Горлышко у цветочка это что? Куда же они тянутся?

Дети: К солнышку, к дождику, чтобы напиться.

Муз. руководитель: Как вы понимаете, слова «Горлинкою, иволгой запоёт крыльцо»? Разве крыльцо может петь?

Дети: Скрипит.

Муз. руководитель: Что значит «у корзинки ивовой мокрое лицо»?

Дети: Здесь композитор видит корзинку живой, с лицом.

Муз. руководитель: А почему лицо мокрое?

Дети: Идёт дождь.

Муз. руководитель: Что значит «это в платье вышитом к нам пришла весна»? Здесь композитор видит весну какой?

Дети: Девицей в вышитом платье .

Муз. руководитель: Весной в природе какие краски встречаются? (Ответы детей). А какого характера эта песня, ребята? (Весенняя, радостная, солнечная). Сейчас давайте вспомним мелодию этой песни на слог «ля». Начинается песня не громко, затем постепенно громче и еще громче.

Исполняется песня «Дождь пойдет по улице».

Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Муз. руководитель: Сейчас мы послушаем с вами музыку. Как называется произведение, которое мы с вами слушали на прошлых занятиях?

Дети: Концерт «Весна» Вивальди.

Муз. руководитель: Послушайте внимательно и скажите, что хотел передать композитор своей музыкой?

Дети: Пробуждение природы, приход весны, радостное пение птиц.

Муз. руководитель: А что происходит с природой весной?

Дети: Вся природа пробуждается, день становиться длиннее, ночь короче, снег тает, бегут ручьи, становится теплее, звери просыпаются от зимней спячки, появляются первые цветы, прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.

Муз. руководитель: А как вы думаете, чему птицы радуются весной?

Дети: Радуются возвращению на родину, ищут пушок, соломинки и делают себе уютные домики, вьют себе гнезда.

Муз. руководитель: А скажите, какая музыка по характеру?

Дети: Торжественная, радостная, весенняя, праздничная, солнечная

Муз. руководитель: Музыка на протяжении всего произведения была радостная, торжественная, или она менялась? Ответы детей).

А как она изменилась? Какая стала музыка по характеру?

Дети: Мрачная, тревожная, ветреная, дождливая.

Муз. руководитель: А как вы думаете, что случилось? Отчего музыка стала такой мрачной?

Дети: Налетела туча, подул ветер и пошёл сильный дождь.

Муз. руководитель: А что же с птицами произошло?

Дети: Улетели в гнёзда. Птицы промокли, продрогли, охраняя свои гнёздышки от грозы. Им стало холодно, грустно. Поэтому музыка поменялась.

Муз. руководитель: Какой характер музыки в конце произведения?

Дети: Снова радостная, торжественная.

Муз. руководитель: А почему?

Дети: Дождь кончился, выглянуло солнышко. Птицы обсохли, согрелись и снова стали весело кружиться вокруг своих гнезд, радостно, переговариваясь друг с другом.

Муз. руководитель: Давайте и мы с вами превратимся, девочки в птиц, а мальчики в дождь и ветер. Слушайте внимательно, где начинается ваша весёлая музыка птиц и тревожная музыка дождя.

Звучит «Весна» Вивальди.

Муз. руководитель: Что вы чувствовали, когда были птицами и светило

солнце? А когда пошёл дождь, что вы чувствовали? (Ответы детей).

Ну а сейчас вы уже не птицы, а ребята.

Отгадайте загадку:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

Что за певец? (Скворец).

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Скворушки».

Встаньте в круг, выберем кота считалкой.

Считалка по желанию, выбирается кот. (Маска).

А сейчас постройтесь в три круга, будем выбирать скворцов.

Проводится игра «Скворушки».

Муз. руководитель: Наше занятие подошло к концу, скажите, какое у вас настроение? Почему? Что вам понравилось? Что было интересно?