Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Автор: Трутнева Ольга Андреевна

Образовательное учреждение: МБОУ Боцинская СОШ

Населенный пункт: с. Боций, Республика Бурятия

Тема: Урок русского языка 2 кл «Одушевленные и неодушевленные имена существительные.»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Задачи:

Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная — содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: проектор, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

— первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

— находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

— определять у имени существительного значение,

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости – ваши родители. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Дети:

Мы приветствуем гостей,
Дорогих родителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!

– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

-у. Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: (слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

2. Актуализация знаний.

У. Давайте вспомним материал последних уроков русского языка. Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

А что мы уже знаем о существительном?

У. А какие имена существительные называются собственными (нарицательными)? Приведите примеры таковых.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

У. Записываем число, классная работа.

А)Словарная работа.(слайд 3-9)
Загадки ( отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях)
Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Ответ: Огурец)
Красна — девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Ответ: Морковь

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста)
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
Ответ: Горох

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Ответ: Картошка
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.(Медведь)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

(Заяц)

У. Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 10-11)

-В. Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?

У. Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

У. Читаем вывод вслух. (вывод на слайде 12)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

У.- О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

( Одушевлённые и неодушевлённые существительные)- слайд 13

-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме?

(научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

4.Физкультминутка.

5. Первичное закрепление знаний.

а) Нахождение одуш. сущ. в тексте. (с комментированием, один ученик работает у доски) слайд 15.

У. Выпишите все одушевлённые имена существительные из текста

Зимние постельки.

Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведь в берлоге лежит. Бобр спит в хате из брёвен. Синичка устроилась на ночлег под кустиком.

Б)Работа в паре. Игра «Третий лишний».

Яблоня, котёнок, берёза
Дедушка, стол, отец
Соловей, шкаф, мальчик
Пенал, бабочка, ведро
-Зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

Проверка по эталону. (слайд16) Самооценка работы в паре

В)Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых красные жетоны. Послушайте внимательно.

( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только одушевлённых имен существительных. .(Предметы изображены на слайде 17). Кто может летать?

У. Те ребята, у кого желтые жетоны. (2 средний уровень) .Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

У, И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 высокий уровень). Должны составить и записать предложения, используя одушевленные и неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».

6.Рефлексия.(слайд 18)

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я познакомился____________________________
Одушевлённые имена существительные обозначают_____________
___________________________________________________________

3-Неодушевлённые отвечают на вопрос__________________________