Открытое НОД по социально-коммуникативному развитию.

Автор: Соколова Татьяна Ивановна

Образовательное учреждение: МБДОУ № 8 «МАЛЫШ»

Населенный пункт: п. Октябрьский, Ростовская область

Тема: Открытое НОД по социально-коммуникативному развитию.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 31.03.2019

«Волшебная пуговица»

Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие — познакомить детей с историей происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны) ; стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.

Речевое развитие — расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память и творческое воображение.

Социально-коммуникативное развитие — развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; формировать навык безопасного поведения при работе с пуговицами.

Художественно-эстетическое развитие — развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать цветные композиции из пуговиц по образцу и по замыслу.

Физическое развитие: развивать соотносящие движения руки и глаза, зрительные функции, мелкую моторику рук.

Ход ООД: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель приглашает детей в русскую избу, обращая внимание на предметы старинного быта. Предлагает детям рассмотреть старинный сундук.

Воспитатель: Перед вами бабушкин сундук. Что вы можете сказать о нем? Дети: Он старый, древний, железный, потертый, таинственный… Воспитатель: Он действительно старинный и когда то был очень красивым. Как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Дети: В нем хранили одежду.

Воспитатель: И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундук. … Сколько в нем одежды, а еще рушники, скатерти.

Дети рассматривают предметы по очереди, высказывают предположения о том, кто мог носить эту одежду, для чего предназначались рушники, скатерти, кто их вышивал. Находят в сундуке шкатулку.

Воспитатель: Что это такое? (Показывает старинную шкатулку) Какая красивая шкатулка! Что можно в ней хранить? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что хранила бабушка в этой шкатулке.

Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям пуговицы. Они перебирают их, рассматривают.

Чтение стихотворений.

Пуговка раз, пуговка два,

Это не сложно, поверь я права

Не хочешь одеться?

Но надо дружок!

Гулять мы идем, а там ветерок.

Надевают Петеньке

За одну минуточку

Брюки и штиблетики

Шапочку и курточку

Пуговичку в петельку

Пуговичку в петельку

Пуговичку в петельку

Все одели, Петеньку.

А сейчас я прочитаю вам несколько пословиц:

1.С солдата пуговку не сорвешь.

2.Умная умница- что светлая пуговица.

3.Пуговицы не литы, петли не шиты, ничего не сделано.

4.Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдет наперекосяк.

Воспитатель: А вы знаете, для чего нужны пуговицы? Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на свою одежду, на одежду своих товарищей, вы обязательно увидите пуговицы. Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы и еще много интересного о пуговицах? Тогда я приглашаю вас в наш кинотеатр.

дети садятся на стулья, демонстрация слайдов.

Просмотр презентации «Волшебные пуговицы»

1слайд. Загадка: Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это? (пуговица)

2 слайд. Что такое пуговица?

Пуговица – это застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Самая простая пуговица представляет из себя диск, с двумя отверстиями посередине.

Но встречаются пуговицы других видов и форм: квадратные, треугольные, с четырьмя отверстиями, детские, декоративные, шарообразные, на ножке. Пуговиц так много и все они разные, не похожи друг на друга.

3 слайд. Откуда же пришла к нам пуговица?

В древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.

Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

4 слайд. Шло время люди научились шить одежду, изменились и застёжки. Их ещё нельзя было назвать пуговицами. Выглядели эти застёжки вот так:

5 слайд. Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней.

6 слайд. Простые люди не могли пришить такие дорогие пуговицы, и поэтому мастера стали использовать при их изготовлении дешёвый материал – металл, дерево, кости животных, стекло,

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы пугают, они вставляли в круглую пуговицу кусочек металла который при ходьбе звенел и верили что это отгоняет злые силы, поэтому – то их и назвали пуговицами от слова «пугать».

7 слайд. Для чего нужны пуговицы?

В наши дни мы не можем представить, как можно обходиться без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и декоративным элементом, и придают нашей одежде нарядный, элегантный, интересный вид. Долгое время пуговицы были частью мужского туалета. А на женском платье они появились гораздо позже.

8 слайд. Использование пуговиц в наши дни:

Сегодня, когда пуговицей, как застёжкой на одежде никого не удивишь, можно придумать из них полезные приспособления, украшения.

После просмотра презентации воспитатель задаёт вопросы:

Что означает слово «пуговица»? Чем пользовались люди до изобретения пуговиц? Какими были первые пуговицы? Из каких материалов делают пуговицы? А теперь у нас игра! Покрутись- покрутись в пуговицу превратись!

Подвижная игра «Найди пару»

Воспитатель предлагает детям превратиться в пуговицы — у каждого ребенка в руках картонная пуговица. Дети передвигаются под музыку в произвольном порядке, по сигналу «Найди пару» дети с пуговицами одинакового цвета встают в пару.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы перейдем в нашу лабораторию. Перед каждым из вас набор самых разных пуговиц. Давайте их рассмотрим. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой , размером, материалом, разным количеством отверстий, цветом.) Найдите пуговицы из дерева, все ли они одинаковые? А теперь отберите те, которые сделаны из металла. Чем они отличаются? Положите перед собой пластмассовые пуговицы и сравните их.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: А теперь давайте наши глазки отдохнут, а пальчики поработают. Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие — в другую. (Дети на ощупь сортируют пуговицы). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разобрали пуговицы.

Воспитатель: Выберите одну пуговицу и расскажите о ней. Например, у меня большая красная пуговица, у нее две дырочки. Она круглой формы, сделана из пластмассы.

Воспитатель: А сейчас все по порядку дружно встанем на зарядку.

Физкультминутка

Пуговицами мы играли

И немножечко устали.

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали раз, два, три

Ножками потопали раз, два, три

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И снова с пуговицами

Работать начнем.

Ребята пожалуйста пройдите к своим столам и сядьте на свои места.

Воспитатель: А где и как, и для чего мы ещё можем применять пуговицы?

(пришивать в виде глаз мягким игрушкам показ мягкой игрушки слона, напомнить эпизод из рассказа Драгунского «Друг детства»; делать поделки и аппликации; как украшения – делать бусы и браслеты; как фишки в игре)

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать маленький подарок для родителей или друзей в виде сердечка.

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились! Я предлагаю их сфотографировать на память. (Воспитатель фотографирует работы детей)

Воспитатель: Ребята, наши бабушки бережно относились к пуговицам и хранили их в шкатулках. Давайте и мы приберем наши пуговицы в свои шкатулочки. А чтобы мы могли быстро найти нужную пуговицу, предлагаю разложить их по количеству дырочек. Найдите пуговицы с двумя отверстиями и положите в одну ячейку. А теперь пуговицы, у которых четыре дырочки, расположите в другой ячейке. Какие пуговицы у нас остались на столе? Пуговицы на ножке или с одним отверстием. Нужно их положить в свою ячейку. (Дети раскладывают пуговицы в ячейки.)

Молодцы, ребята! Теперь у нас порядок.

Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что нового вы сегодня узнали? (узнали историю появления пуговицы) Что вам сегодня больше всего понравилось? А что вам было сложно? Что вызвало затруднения?

А теперь пора прощаться и всем нам в группу возвращаться.