План-конспект занятия по развитию речи.

Автор: Грядицкая Ирина Владиславовна

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 10

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: План-конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему «Весна».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

НОД: Речевое развитие.

Группа: средняя (возраст детей 4-5 лет).

Цель: Обобщить представления детей о весне: приметы весны ,знания о весенних месяцах. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Поупражнять в произношении звуков «ш» и «ж».

Задачи:

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный запас по теме “Весна”.

Уточнить и обобщить представление детей о характерных признаках весны с использованием мнемотаблицы.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Оборудование: Картинка “Весна”, мнемотаблица.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

— Весна.

— А какие весенние месяцы вы знаете?

— Март, апрель, май.

— Молодцы! Знаете.

— Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

— Давайте проверим.

Зима ушла, а весна — …- пришла.

Зимой — холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины .

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

— Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

— Ребята, внимательно посмотрите на картину.

— А теперь ответьте на мои вопросы:

— Какое время года изображено на картине? — Весна.

— Как вы догадались? По каким признакам? — Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

— Солнышко какое? — яркое, ласковое, доброе, тёплое.

— А травка какая? — зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

— Как шумит ветерок? — Ш-Ш-Ш

— А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаемся, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4. Загадки

Снег растаял, солнце греет
Всюду травка зеленеет
Улыбается природа.
Назовите время года?
(Весной)

В ночь – мороз,

С утра – капель,

Значит, на дворе …

(Апрель)

Самый смелый из цветов,
Он в снегу расти готов!

(Подснежник)

Ручейки бегут быстрей,
Светит солнышко теплей.
Воробей погоде рад:
Заглянул к нам месяц …

(Март)

5. Закрепление знаний о весенних месяцах.

Воспитатель: Ребята, как в народе называли март?
Дети: март- капельник
Воспитатель: Почему?
Дети: Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель. Снег на крышах тает, капает вода .

Воспитатель: А как называли апрель?

Дети: апрель-водолей .

Воспитатель: Почему?
Дети: Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются.
Воспитатель: Как называли май?
Дети: май цветень .
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы .

5. Использование мнемотаблицы для описания характерных признаков весной.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинки, что вы бы могли по ним рассказать?

Дети : Пришла весна , весной ярко светит солнце. На солнышке тают сосульки, они капают с крыши , бегут ручейки, по котором можно пускать кораблики.

На деревьях набухает почки, из которых вылезают потом листочки. Распускается первый подснежник. Возвращаются перелетные птицы. Вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые.

Воспитатель : Какие вы молодцы! Вам понравилось наше занятие?