Автор: Вусова Инна Васильевна
Образовательное учреждение: ГБДОУ № 57
Населенный пункт: г. Санкт- Петербург
Тема: Применение методов арт-терапии в дошкольном детском учреждении.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 13.04.2019
Дошкольное детство – это один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и приобретает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. В процессе занятий арт- терапией ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Цель:
Основная цель арт-терапии в ДОУ состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия знакомит детей с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Основные задачи:
— способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
— обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;
— развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;
— вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
— корректировать нежелательные черты характера и поведения;
— обучать ребенка рефлексивным умениям
Основные функции арт-терапии :
-воспитательная
— коррекционная
— психотерапевтическая
— диагностическая
— развивающая
Виды арт-терапии:
рисование, лепка, живопись, графика , игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная
Формы организации применения методов арт-терапии в ДУ:
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Физическое развитие
Направления работы:
• Интеграция задач арт-терапии в различные виды совместной деятельности;
• Внедрение инновационных методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
• Разнообразие форм арт-терапевтических методов деятельности с дошкольниками;
• Формирование привычки к эмоционально-устойчивому состоянию у дошкольников, педагогов и родителей;
• Выявление интересов, склонностей и способностей детей через методы арт-терапевтической деятельности
• Обеспечение психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Этапы внедрения методов арт-терапии в ДОУ:
1. Подготовительный
— изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования
-знакомство с практическим опытом работы коллег на методических объединениях, конференциях, форумах и др.;
— посещение курсов повышения квалификации по данной теме
2. Диагностический
— разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
— диагностика уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, а также особенностей личности детей, их эмоционального благополучия
3. Практический
— обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности
— введение в практику работы разнообразных методов арт-терапии
— апробирование полученных знаний в практической работе с детьми
— разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников по теме
— составление коррекционно-развивающей программы
4. Аналитический
— анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования
— обобщение собственного опыта психологической деятельности
Результаты внедрения:
В результате реализации арт- терапевтических методов в ДОУ дети и родители, участвующие в занятиях, получают возможность самореализации и адаптации в социально- коммуникативном развитии. Дети и родители получили возможность обогащать и укреплять эмоциональные ресурсы, коммуникативные возможности, развивать способность к мобилизации жизненного опыта и саморегуляции, воспитывать волевые качества.