Применение методов арт-терапии.

Автор: Вусова Инна Васильевна

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 57

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Тема: Применение методов арт-терапии в дошкольном детском учреждении.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 13.04.2019

Дошкольное детство – это один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и приобретает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. В процессе занятий арт- терапией ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

Цель:

Основная цель арт-терапии в ДОУ состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия знакомит детей с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Основные задачи:

— способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

— обучать ребенка положительному восприятию себя и других людей;

— развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

— вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

— корректировать нежелательные черты характера и поведения;

— обучать ребенка рефлексивным умениям

Основные функции арт-терапии :

-воспитательная

— коррекционная

— психотерапевтическая

— диагностическая

— развивающая

Виды арт-терапии:

рисование, лепка, живопись, графика , игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная

Формы организации применения методов арт-терапии в ДУ:

Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Физическое развитие
Направления работы:

• Интеграция задач арт-терапии в различные виды совместной деятельности;

• Внедрение инновационных методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

• Разнообразие форм арт-терапевтических методов деятельности с дошкольниками;

• Формирование привычки к эмоционально-устойчивому состоянию у дошкольников, педагогов и родителей;

• Выявление интересов, склонностей и способностей детей через методы арт-терапевтической деятельности

• Обеспечение психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Этапы внедрения методов арт-терапии в ДОУ:

1. Подготовительный

— изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

-знакомство с практическим опытом работы коллег на методических объединениях, конференциях, форумах и др.;

— посещение курсов повышения квалификации по данной теме

2. Диагностический

— разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

— диагностика уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, а также особенностей личности детей, их эмоционального благополучия

3. Практический

— обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности

— введение в практику работы разнообразных методов арт-терапии

— апробирование полученных знаний в практической работе с детьми

— разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников по теме

— составление коррекционно-развивающей программы

4. Аналитический

— анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

— обобщение собственного опыта психологической деятельности

Результаты внедрения:

В результате реализации арт- терапевтических методов в ДОУ дети и родители, участвующие в занятиях, получают возможность самореализации и адаптации в социально- коммуникативном развитии. Дети и родители получили возможность обогащать и укреплять эмоциональные ресурсы, коммуникативные возможности, развивать способность к мобилизации жизненного опыта и саморегуляции, воспитывать волевые качества.