Путешествие по городу Сказок.

Автор: Казакова Любовь Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: п.г.т. Уренгой, Ямало-Ненецкий АО

Тема: Открытый урок литературного чтения «Путешествие по городу Сказок» (1 класс).

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 15.04.2019

Работая много лет с детьми младшего школьного возраста, убедилась в том, что необходим поисково-творческий подход к процессу обучения и воспитания. Личностно ориентированное обучение предполагает следующее: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне ближайшего развития; создание условий для реализации творческих возможностей индивида; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Это возможно лишь тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики.

Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач. Особенно детям нравятся уроки-путешествия, уроки-сказки. Сказка по ее форме и содержанию близка детям. С раннего возраста они слышат сказки в детском саду и дома. Вся практика педагогической деятельности доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги и школьные программы.

С помощью сказки у детей вырабатываются первичные представления о «правильном» устройстве мира, они определяются с тем, что такое добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо.

Удачно проведенные нестандартные уроки или использованные интересные методы и приемы средствами самой внутренней своей структуры побуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребенка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придает учебным занятиям увлекательность.

Основное назначение таких уроков – в интересной для детей форме организовать учебно-поисковую деятельность с целью решения поставленных учебных задач, развития системного и творческого мышления, создать условия для формирования у детей различных личностных качеств.

Представляю урок литературного чтения в первом классе в форме урока-путешествия.

Тема: «Путешествие по Городу Сказок»

Цели деятельности учителя:

создавать условия для определения учащимися своих достижений и успехов за курс обучения в первом классе;
способствовать осознанию необходимости новых знаний.
Задачи:

обогащение и активизация словаря учащихся;
расширение круга детского чтения и кругозора младших школьников;
воспитание интереса детей к народному творчеству, литературе, становлению их читательской самостоятельности;
воспитание любви к чтению книг;
побуждение и формирование интереса к самостоятельному чтению книг;
формирование умения выразительного чтения;
развитие устной речи учащихся.
Тип урока: рефлексия.

Материалы к уроку: карта-схема Города Сказок, рисунки с изображением сказочных героев, карточки-задания, сборники сказок, фишки-звездочки.

Планируемые результаты

Предметные:

понимать содержание прочитанного;
пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;
выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы
пересказывать небольшие по объему тексты;
оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Личностные:

положительное отношение к уроку литературного чтения;
эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
чувство любви к чтению произведений различных жанров;
проявление знания основных моральных норм поведения;
основы для развития творческого воображения.
Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
Познавательные УУД:

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
понимать фактическое содержание текста;
выделять события, видеть их последовательность в произведении;
выделять в тексте основные части;
выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
пользоваться словарными пояснениями учебника.
Коммуникативные УУД:

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников;
понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости;
принимать участие в обсуждении прочитанного произведения.
Методы и формы обучения: частично-поисковая; индивидуальная, фронтальная.

Организационная структура урока:

Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой на урок.

— Ребята, сегодня у нас обобщающий урок литературного чтения. Каждый день вы узнавали что-то новое. Вы пришли в первый класс и даже не все умели читать, а сейчас вы сочиняете собственные сказки, рассказы и даже стихи.

Сегодня необычный урок – путешествие. А чтобы мы были готовы, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. С хорошим настроением и учиться интересней.

Урок-путешествие.
— Ребята, нам предстоит путешествие по Городу Сказок. Каждый из вас во время путешествия будет получать фишку-звездочку от сказочных героев за каждый правильный ответ. Королева Города Сказок по количеству фишек-звездочек проверит, кто из вас может стать почетным жителем ее города.

Добраться до города не трудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и горы. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на главной площади Города Сказок. В этом городе много улиц и на каждой сказочной улице живут известные вам сказочные герои, которые рады встрече с вами. Каждый из них придумал для вас интересные вопросы и задания.

— Наше путешествие начнем по улице «Теремок».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Мышка-норушка приготовила вам следующие вопросы и задания:

1. Перечисли животных, которые часто встречаются в русских народных сказках.

2.Этих животных называют в сказках постоянными, только им подходящими прозвищами. Распутайте:

Лягушка по горке скок

Комар золотой гребешок

Заяц косолапый

Мышка ряба

Волк пискун

Медведь зубами щёлк

Ёжик дереза

Петушок квакушка

Курочка норушка

Коза ни головы, ни ножек

(дети соединяют названия животных и их прозвища стрелочками).

3.Похожи ли животные, которые изображаются в сказках на обычных зайца, медведя, лису?

— Наше путешествие продолжается. Шагаем по улице «Заюшкина избушка».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Заяц приготовил вам следующие вопросы и задания:

1.Подумайте, почему к животным в сказках обращаются как к людям: кум, кума, сестричка, братец. Почему их часто называют по имени – отчеству: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович?

2.Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными. Прочитай и припомни с какими:

хитрый как … голодный как …

грязный как … неуклюжий как …

упрямый как … трусливый как …

3.Чему учат сказки? Какие качества ценятся в героях сказок? Приведи примеры (смелость, доброта, честность, настойчивость, трудолюбие, преданность).

— Идем дальше и попадаем на улицу «Волк и семеро козлят».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Волк приготовил вам следующие вопросы и задания:

1.Какие слова здесь о лисе, а какие обо мне: хитрый, простодушный, проворный, бесхитростный, ловкий, глупый, простак, коварный, изворотливый, невезучий, лукавый, бестолковый?

2.От лица Красной Шапочки расскажите о том, что с тобой случилось.

3.Вспомните и назовите русские народные сказки, где девочке приходится идти в лес.

Физкультминутка

— Ребята, как живете?

— Вот так!

(Поднять большой палец правой руки вверх.)

— Как идете?

— Вот так!

(Выполнить ходьбу на месте.)

— А бежите?

— Вот так!

(Выполнить бег на месте.)

— Как берете?

— Вот так!

(Прижать руки к груди.)

— А даете?

— Вот так!

(Вытянуть руки вверх.)

— Как шалите?

— Вот так!

(Выполнить наклоны туловища влево и вправо.)

— А грозите?

— Вот так!

(Поднять указательный палец правой руки вверх.)

— Как живете?

— Вот так!

(Поднять большой палец правой руки вверх.)

— Молодцы! Хорошо живете!

— Отдохнули?

— Отдохнули!

— Пришли на улицу «Репка».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Внучка приготовила вам следующие вопросы и задания:

1.Прочитайте этот текст напевно, выделяя голосом ласковые слова:

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал

2.В каких сказках встречаются сказочные числа, например, три, семь …

3.Вспомните и подсчитайте, сколько хитростей придумала лиса в сказке Лисичка-сестричка и Волк.

— Продолжаем наше путешествие и приходим на улицу «Маша и Медведь».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Маша приготовила вам следующие вопросы и задания:

1.Какие цвета встречаются в сказках чаще всего? Что в сказках бывает золотое, а что красное?

2.Дополните заголовки сказок. Выясните, какую из них можно назвать народной.

«Петушок — … гребешок», «… цветочек», «Цветик — …».

3.Назовите по одной сказке каждого из авторов: Шарля Перро, Братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена.

— Продолжаем наше путешествие по улице «Лиса и Журавль».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Журавль приготовил вам следующие вопросы и задания:

1.Прочитайте объявление. Подумайте, кто из авторов объявлений является героем народной сказки. Из каких сказок остальные герои и кто их придумал?

Обмен

Меняю

скалочку на курочку,

курочку на уточку,

уточку на барашка

Лисичка

Меняю

ледяную избушку

на лубяную,

Лисонька

Меняю

мальчиков шести лет

на велосипеды

Печкин

Услуги

Учу ловить рыбу хвостом.
Лиса

Грузоперевозки варенья
на любые расстояния.

Карлсон

Обучаю боевым искусствам.
Храбрый портняжка

Бригада «Три поросенка» построит дом
из вашего материала.

Продажа винтиков и шпунтиков.
Винтик и Шпунтик

2.Сочините объявление от лица сказочных героев.

3.Проинсценируйте сказку «Репка».

Физкультминутка

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.

(Повороты корпуса в стороны.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснемся крыши?

(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)

Нагибаемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо – влево три наклона.

Повторяем снова дружно.

(Наклоны вперед – назад, вправо – влево.)

От души мы потянулись,

(Потягивания – руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

— Вот мы очутились на улице «Три медведя».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Медведи приготовили вам следующие вопросы и задания:

1.В какой сказке герои «выстроились» по росту?

2.Какие сказки начинаются грустно, а заканчиваются весело? (А какие – наоборот?)

3.Из какой сказки эти строки:

— Битый небитого везет!
— Что ты, сестрица, говоришь?

— Я, братец, говорю: «Битый битого везет».

Лисичка уселась на дорогу и кушает себе.

И стала выбрасывать из воза все по рыбке да по рыбке.

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

Забралась лиса в избу да попала головой в кадку с тестом.

Притворилась лисичка мертвой.

Вот идут кот с лисой. Медведь увидел их и говорит волку:
— Какой же воевода-то Котофей Иванович маленький!

Кот сейчас же бросился на быка, шерсть взъерошил, начал рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится:

— Мяу, мяу!..

Медведь опять говори волку:

— Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется.

— Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?
— Вон туда-то! – указал.

Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит – поворачивается. В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, а куда деваться?

— Продолжаем наше путешествие: пришли на улицу «Колобок».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Бабка и дед приготовили вам следующие вопросы и задания:

1. А знаете ли вы этих сказочных героев?

И на мачеху стирала,
И горох перебирала.
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко,
Кто же это?… Золушка
Для зверей и всякой птицы
Он открыл в лесу больницу.
Это каждый подтвердит –
Добрый доктор …Айболит
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … Винни-Пух
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке. Колобок
Опустил он в прорубь хвост –
Ну а хвост ко льду примёрз. Волк
2.Почему сказки так легко запоминаются?

3.Какие одинаковые слова и герои встречаются во многих сказках?

— Ребята, вы успешно преодолели почти все улицы и благополучно добрались до улицы «Курочка Ряба».

— Ребята, скажите, кто живет на этой улице? (дети перечисляют героев сказки). Курочка Ряба приготовила вам следующие вопросы и задания:

1. Найдите название русских народных сказок: «Колобок», «Волк и лиса», «Золушка», «Гуси-лебеди».

2. Объясните смысл пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

3. Нарисуйте своего любимого сказочного героя.

— Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и можете войти на прием к сказочной королеве.

III. Итоги урока. Рефлексия.

— Вот и закончилось наше путешествие по Городу Сказок. Все активно работали, отвечали и получили огромное количество фишек-звездочек за правильно выполненные задания.

— Посчитайте свои фишки-звездочки. Сколько получилось у каждого? (ответ учащихся). Того, кто получил за сои знания более 5 фишек за урок сказочная королева назначит почетным жителем своего города. Ну а те, кто не сумел набрать нужное количество фишек, не расстраивайтесь, у вас все получится в следующий раз. Впереди вас ждут новые увлекательные путешествия.

Все молодцы! Спасибо за урок!