«Секрет коротких стихотворений».

Автор: Apxипова Вероника Николаевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 619

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Конспект урока чтения в 4 классе «Секрет коротких стихотворений». Хокку, Япония.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: формировать умение видеть «красоту в простом»

Задачи:

Дать представление о жанре хокку;
Формировать навыки анализа лирического произведения;
Развивать мышление, воображение, творческие способности, устную речь учащихся;
Воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.
Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Олеговна. Я сегодня проведу ваш урок

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукою обожжённою солнце достать

И подарить красоту его людям.

II. Проверка домашнего задания

— С какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке?

(С рассказом Козлова «Красота» и картиной Дюрера «Травы»)

— О чём поведал нам писатель Сергей Козлов в произведениях?

(Сергей Козлов говорит нам, что из голых веточек можно создать красоту; что можно увидеть красоту рядом: справа, слева, сверху, под ногами)

— Как вы думаете, зачем художник Альбрехт Дюрер столько внимания уделил обыкновенной траве?

(Каждая травинка неповторима и особенная. Травы стремятся вверх, к жизни)

-У калмыцкого поэта Хонинова есть короткое стихотворение:

— Каждый день смотрю на травы:

Тянутся к солнцу.

Нежные ручки младенцев. (Слайд)

— Как вы думаете о чём хотели нам сказать оба автора?

(Надо уметь видеть, беречь красоту, быть внимательными, наблюдательными, фантазировать)

III.Подготовка к восприятию

— Сегодня мы с вами, ребята, повершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив слово из букв. (Япония)(слайд)

(Звучит японская музыка, сменяются слайды о Японии и учитель рассказывает об этой стране). Ну, чтобы понять поэзию чужой страны, мы должны познакомиться с её традициями и обычаями.

Учитель: Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придёт удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

IV.Работа по новой теме

На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон.(слайд)

Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца.(слайд) В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах.

Японская хижина – простое здание, внутри нет мебели, на полу сидят, когда обедают. Там же спят.(слайд Японца)

Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.

Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов.

Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек. Не вилками , а палочками.

Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.(одежда слайд)

Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.(слайд)

Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу.

Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования.

-Ребята, вспомните, а что такое хокку? (Короткое стихотворение из трёх строчек)

-Прочитайте на странице 115 учебника название темы урока.

— Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового узнаем? (Будем говорить о коротких стихотворениях и открывать их секреты, понимать, о чём говорится, представлять и фантазировать.)

Работа с учебником на стр. 116.(учитель читает текст)

— Что нового вы узнали из рассуждений Барсука? (Японцы пишут сверху вниз. Вместо букв — иероглифы. Здесь написано целое стихотворение из трех строчек.)

— Прочитаем хокку про уточку, переведённое Барсуком (читает учащийся).(слайд)

— Что слышит герой?

(Дикая утка кричит)

— Что ощущает?

(Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

— Что видит?

(Видит, как по воде пошла рябь)

— Что мы, читатели, смогли почувствовать?

(Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить, увидеть небольшую картину природы)

— Чем похожи произведения Козлова, Дюрера, Хиросиге и Хонинова?

(Все любуются простой красотой)

– Прочитайте, что записано на плакате (Слайд). Там перечислены поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Вспомните их произведения.

(Картина Дюрера «Травы», рассказ Козлова «Красота», стихотворение Хонинова о растениях, картина и хокку Хиросиге.)

— Чем похожи их произведения?

(Дюрер показывает, а Хонинов пишет, что прекрасной может быть даже трава. Хиросиге создал образ прекрасной уточки и вместе с тем ощущение холода и одиночества. Козлов показвает словесно)

— Чему мы можем научиться у них?

(Они учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить его во всех проявлениях и самим учиться открывать красоту природы)

Продолжение работы по учебнику на стр. 117. – Прочитайте хокку поэта Иссё. (слайд)

-Как понимаете слова «Видели всё на свете глаза мои»?

— А знаете ли вы, что хризантема считается символом Японии? Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – ордене Хризантемы. (слайд)

— Какой вывод вы можете сделать?

(Он обладал особым зрением – видением окружающего мира – и смог заметить неброскую красоту цветка. Ещё один секрет коротких стихотворений)

— Прочитаем хокку Бусона(слайд)

— Какое чувство переполняет душу поэта?

(Чувство тоски, досады, потому что красота увядает)

-Можно ли без любви обнаружить красивое? Этот ответ и будет одним из секретов коротких стихотворений

(Без любви нельзя увидеть прекрасное в простом)

— Наш приятель Барсук из учебника предлагает путешествие в «Музейный дом». Полюбуемся работой русского художника Алексея Гавриловича Венецианова «Жнецы». (Слайд).

— Как художник даёт нам понять, что это жнецы?

(На картине изображены люди в крестьянской одежде, а также в руках у них специальные орудия для работы на земле)

-Дети, а вы знаете как называются орудия труда, которые держат герои нашей картины?

(Серп — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав).

-Ребят, когда художник увидел на поле двух маленьких работающих, то сразу был под впечатлением. Это были герои нашей картины. Картина в итоге получила такое нежное, прекрасное и теплое отображение

— Как вы думаете, почему бабочки так доверчиво сидят на руке у крестьянки?

(Это руки человека, близкого к природе, живущего в согласии с ней)

— Что автор хотел нам сказать?

(Только тем, кто живёт в согласии с природой, открывается её красота. Но она такая хрупкая, поэтому её надо уметь беречь)

V.Физкультминутка

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз — вперёд наклонимся.

Два — назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

VI.Продолжение работы по теме

— Прочитаем хокку японской поэтессы Тиё на стр. 119. (Слайд)

-Как вы думаете, что хотела сказать поэтесса в стихотворении многоточием?

(Тиё задумалась, залюбовалась, а дальше возможен неожиданный поворот)

-Какие непонятные слова вам встретились в тексте поэтессы Тиё?

(вьюнок, бадья)

— Вьюнок полевой — это довольно миловидное дикорастущее растение, которое цветет розовыми и белыми колокольчиками.(слайд) Бадья́ — прочный и удобный большой, круглый в сечении деревянный сосуд, похожий на ведро, но больше, то есть это где-то два ведра(слайд).

— Что хотела нам сказать поэтесса?

(Герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа; это говорит о его чуткой душе, ведь он сохранил красоту)

— Японский поэт Оницура написал короткое трёхстишие. Познакомимся с содержанием на стр. 120. (Слайд).

-Ребят, вы знаете кто такие цикады?(слайд)

(Цикады-это самые громкие из насекомых на свете, напоминающие по стрекотанию на кузнечиков)

— Почему герою некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать, как вы думаете?

(По звукам он думает, что цикады везде и боится навредить им или погубить их)

— Нравится ли ему, что всюду поют цикады или это его раздражает и почему?

(Если бы раздражало, то он вылил бы воду прямо на них)

— Рассмотрите картину «Комната в Арле», в которой жил великий голландский художник Винсент Ван-Гог. (Слайд).

— Перечислите цвета красок, которыми пользовался Ван-Гог, чтобы изобразить свою комнату?

(Применял разные цвета, но больше красок светлых и ярких тонов: оранжевых, жёлтых, зелёных)

— Какое у нас создаётся впечатление от картины? Бедно или богато жил художник?

(Он жил бедно, но комната наполнена яркими красками и светом, как будто праздником)

VII.Итог урока

-Что мы узнали на уроке?

— Чему учились?

(Надо уметь видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира)

— Целью нашего урока было научиться видеть красоту в простых вещах. Как вы считаете, мы её достигли?

Рефлексия

Домашняя работа

— Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?

— В свои знания смело поверьте –

В прекрасный мир откроются двери.

— Благодарю за работу и терпение!