«Страна знаний».

Автор: Кононова Виктория Игоревна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 14 «Красная шапочка»

Населенный пункт: г. Сафоново, Смоленская область

Тема: «Страна знаний». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: закрепить знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»

Задачи:

Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
Упражнять в звуковом анализе слов;
Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
Закрепить понятие, что такое предложение;
Составлять предложения с помощью схемы;
Развивать фонематический слух и внимание;

Оборудование: буквы, цветные карандаши, фишки красного, синего, зеленого цвета, картинки.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с Вами с ними поздороваемся

Логопед: Скоро ребята, закончится учебный год и скоро вы пойдете в школу. И сегодня каждый вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?

Дети: Да.

Логопед: Мы сегодня с вами будем выполнять различные задания. Но задания будут сложные. Но вы с ними справитесь.

Основная часть
Логопед: Прежде чем начнем давайте вспомним считалочку:

Раз, два, три, четыре, пять:

будем мы сейчас опять:

смотреть слушать, размышлять,

но друг-другу не мешать,

надо четко говорить,

не вертеться, не шалить.

Логопед: Молодцы! Ребята, скажите: из чего состоит наша речь?

Дети: из предложений.

Логопед: А предложения?

Дети: из слов

Логопед: А слова?

Дети: из слогов

Логопед: А слоги?

Дети: из букв

Логопед: А чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Логопед: А как можно разделить звуки? Какие они бывают?

Дети: согласные и гласные.

Логопед: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные мы может свободно и легко произносить и нам ничего не мешает( ни зубки, ни губки, ни язычок) и можем их пропеть, а у согласных звуков есть преграда ( язык, зубки, губки) и мы не можем их пропеть.

Логопед: Давайте вспомним, какие же бывают согласные звуки? Вспомните как мы давали характеристику согласным звукам.

Дети: парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые.

Логопед: Какие же вы знаете парные звуки? Почему они называются парными звуками?

Дети: парные звуки по звучанию очень похожи

Логопед: Давайте сейчас мы свами вспомним и назовём парные звуки.

ЗАДАНИЕ 1. Заселить в домики парные звуки: (З, С, В, Ф, Б, П, Д,Т, Г, К, М, Н,Ц,Х)

Логопед: Посмотрите у вас на столах лежат буквы. Раскрасьте эти буквы в цвета. Если гласный звук, То в какой цвет будем раскрашивать?

Дети: красный

Логопед: Если согласный?

Дети: синий

Логопед: А теперь соедините эти буквы в слова. Какие слова у вас получились? Придумайте предложения со своими словами? ( логопед спрашивает детей сколько слов в предложении, которые они придумали)

Логопед: Что мы должны поставить в конце предложения?

Дети: точку

Логопед: А если я спрашиваю?

Дети : вопросительный знак

Логопед: А если удивляюсь?

Дети: восклицательный знак

Логопед: А теперь придумайте предложения вот к этой схеме.( логопед рисует на доске схему, а дети придумывают свои предложения)

Логопед: Что обозначает вертикальная палочка?

Дети: начало предложения.

Логопед: Ну что давайте выполнять следующее задание.

ЗАДАНИЕ 2. Нужно найти лишний предмет в трех рядах. Обратить внимание на звуки. ( лодка, машина, лампа, лопата; мухомор, комар, дятел, самовар, волк, крот, слон, рысь)

Логопед: Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже спрятались.

ЗАДАНИЕ 3.

Логопед: Какое время года изображено на картинке?

Дети: весна.

Логопед:Как вы догадались, что это весна?

Дети: птицы прилетели, снег растаял, появились первые проталины…

Логопед: Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова весна. Один выходит к доске, а остальные выкладывают на столе из своих фишек. И нужно будет объяснить почему именно вы выбрали эти фишки?

( подробный звуковой разбор каждой буквы)

Физминутка

В школу осенью пойду,

Там друзей себе найду.

Научусь читать, писать,

Быстро правильно считать.

Я таким ученым буду.

Но свой садик не забуду.

Логопед: садитесь за столы и выполняем с вами следующее задание.

ЗАДАНИЕ4 Ребята, смотрите, к нам на занятии пришли два друга: Тим и Том. Они очень любят играть. Но играют они с разными игрушками. Тим играет с игрушками, в которых слышится или слышаться мягкие звуки. А Том и грает с теми игрушками, в которых слышится твердый звук. И давайте ребята мы с вами узнаем, с какими же игрушками играют Тим и Том.

Логопед: молодцы и с эти заданием вы тоже справились

ЗАДАНИЕ 5:

Логопед: Смотрите у вас листочки и на них точно такая же схема с буквами, как и на доске. Вам нужно найти слова, которые спрятались в этих буквах. Все слова относятся к домашним животным. Их нужно зачеркнуть.

ЗАДАНИЕ 6

Логопед:Вам нужно этих животных расселить в домики в зависимости от того сколько слогов в слове.

ЗАДАНИЕ 7

Логопед: Ну и последнее задание. Здесь у меня зашифровано слово. Чтобы это слово отгадать, вам надо называть картинки и по первому звуку картинки вы узнаете букву, которая здесь спряталась у нас в слове. ( зонт, книга, яблоко)

Итог занятия
Логопед: чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?