Автор: Кононова Виктория Игоревна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 14 «Красная шапочка»
Населенный пункт: г. Сафоново, Смоленская область
Тема: «Страна знаний». Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»
Задачи:
Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
Упражнять в звуковом анализе слов;
Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
Закрепить понятие, что такое предложение;
Составлять предложения с помощью схемы;
Развивать фонематический слух и внимание;
Оборудование: буквы, цветные карандаши, фишки красного, синего, зеленого цвета, картинки.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с Вами с ними поздороваемся
Логопед: Скоро ребята, закончится учебный год и скоро вы пойдете в школу. И сегодня каждый вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?
Дети: Да.
Логопед: Мы сегодня с вами будем выполнять различные задания. Но задания будут сложные. Но вы с ними справитесь.
Основная часть
Логопед: Прежде чем начнем давайте вспомним считалочку:
Раз, два, три, четыре, пять:
будем мы сейчас опять:
смотреть слушать, размышлять,
но друг-другу не мешать,
надо четко говорить,
не вертеться, не шалить.
Логопед: Молодцы! Ребята, скажите: из чего состоит наша речь?
Дети: из предложений.
Логопед: А предложения?
Дети: из слов
Логопед: А слова?
Дети: из слогов
Логопед: А слоги?
Дети: из букв
Логопед: А чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
Логопед: А как можно разделить звуки? Какие они бывают?
Дети: согласные и гласные.
Логопед: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные мы может свободно и легко произносить и нам ничего не мешает( ни зубки, ни губки, ни язычок) и можем их пропеть, а у согласных звуков есть преграда ( язык, зубки, губки) и мы не можем их пропеть.
Логопед: Давайте вспомним, какие же бывают согласные звуки? Вспомните как мы давали характеристику согласным звукам.
Дети: парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые.
Логопед: Какие же вы знаете парные звуки? Почему они называются парными звуками?
Дети: парные звуки по звучанию очень похожи
Логопед: Давайте сейчас мы свами вспомним и назовём парные звуки.
ЗАДАНИЕ 1. Заселить в домики парные звуки: (З, С, В, Ф, Б, П, Д,Т, Г, К, М, Н,Ц,Х)
Логопед: Посмотрите у вас на столах лежат буквы. Раскрасьте эти буквы в цвета. Если гласный звук, То в какой цвет будем раскрашивать?
Дети: красный
Логопед: Если согласный?
Дети: синий
Логопед: А теперь соедините эти буквы в слова. Какие слова у вас получились? Придумайте предложения со своими словами? ( логопед спрашивает детей сколько слов в предложении, которые они придумали)
Логопед: Что мы должны поставить в конце предложения?
Дети: точку
Логопед: А если я спрашиваю?
Дети : вопросительный знак
Логопед: А если удивляюсь?
Дети: восклицательный знак
Логопед: А теперь придумайте предложения вот к этой схеме.( логопед рисует на доске схему, а дети придумывают свои предложения)
Логопед: Что обозначает вертикальная палочка?
Дети: начало предложения.
Логопед: Ну что давайте выполнять следующее задание.
ЗАДАНИЕ 2. Нужно найти лишний предмет в трех рядах. Обратить внимание на звуки. ( лодка, машина, лампа, лопата; мухомор, комар, дятел, самовар, волк, крот, слон, рысь)
Логопед: Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже спрятались.
ЗАДАНИЕ 3.
Логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: весна.
Логопед:Как вы догадались, что это весна?
Дети: птицы прилетели, снег растаял, появились первые проталины…
Логопед: Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова весна. Один выходит к доске, а остальные выкладывают на столе из своих фишек. И нужно будет объяснить почему именно вы выбрали эти фишки?
( подробный звуковой разбор каждой буквы)
Физминутка
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду.
Научусь читать, писать,
Быстро правильно считать.
Я таким ученым буду.
Но свой садик не забуду.
Логопед: садитесь за столы и выполняем с вами следующее задание.
ЗАДАНИЕ4 Ребята, смотрите, к нам на занятии пришли два друга: Тим и Том. Они очень любят играть. Но играют они с разными игрушками. Тим играет с игрушками, в которых слышится или слышаться мягкие звуки. А Том и грает с теми игрушками, в которых слышится твердый звук. И давайте ребята мы с вами узнаем, с какими же игрушками играют Тим и Том.
Логопед: молодцы и с эти заданием вы тоже справились
ЗАДАНИЕ 5:
Логопед: Смотрите у вас листочки и на них точно такая же схема с буквами, как и на доске. Вам нужно найти слова, которые спрятались в этих буквах. Все слова относятся к домашним животным. Их нужно зачеркнуть.
ЗАДАНИЕ 6
Логопед:Вам нужно этих животных расселить в домики в зависимости от того сколько слогов в слове.
ЗАДАНИЕ 7
Логопед: Ну и последнее задание. Здесь у меня зашифровано слово. Чтобы это слово отгадать, вам надо называть картинки и по первому звуку картинки вы узнаете букву, которая здесь спряталась у нас в слове. ( зонт, книга, яблоко)
Итог занятия
Логопед: чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?